Разделы презентаций


Мыржакып Дулатов 11 класс

Содержание

Мыржакып Дулатов (Мир-Якуб) Поэт, писатель, публицист, общественный деятель, просветитель-педагог.Вместе с Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсыновым вошел в плеяду национальных героев, обозначивших веху

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кокшетауский государственный университет имени Ш.Ш.Уалиханова Мыржакып Дулатов
Выполнила студентка 1 курса
факультета

«Аграрно-экономический
институт имени С.Садвакасова»
Дубровина Диана
кафедра «Экономика, учет и аудит»
специальность «Экономика»,

группа ЭКР 72

Кокшетауский государственный университет имени Ш.Ш.Уалиханова  Мыржакып Дулатов  Выполнила студентка 1 курсафакультета «Аграрно-экономический институт имени С.Садвакасова»Дубровина

Слайд 2 Мыржакып Дулатов

(Мир-Якуб)
Поэт, писатель, публицист, общественный деятель, просветитель-педагог.
Вместе с Алиханом Букейхановым

и Ахметом Байтурсыновым вошел в плеяду национальных героев, обозначивших веху возрождения национального самосознания казахов в ХХ веке.
Член правительства Алашорда.



1885 – 1935 гг.

Мыржакып Дулатов      (Мир-Якуб) Поэт, писатель, публицист, общественный деятель,

Слайд 3Родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Костанайской области.


Из краткого описания детства: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын,

2-х лет от роду лишился матери, 12 лет – отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился».

Родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Костанайской области. Из краткого описания детства: «Происхожу из Средней

Слайд 4Два года учился в сельской школе на русском и казахском

языках.
С двенадцати лет учился в Торгайском двухклассном русско-казахском училище.


По окончании педагогических курсов в 1902 г. работал учителем в ауле.
Два года учился в сельской школе на русском и казахском языках. С двенадцати лет учился в Торгайском

Слайд 5Часы досуга посвящал самообразованию, много и жадно читал книги казахских,

русских, европейских и восточных авторов. Первый стихотворный опыт был напечатан

в первом номере казахской газеты «Серке» в Петербурге.
«Серке» - вожак, выводящий заблудшую овечью отару в буран на дорогу.
Мыржакып Дулатов публикует в «Серке» страстное стихотворение «К молодежи».
Часы досуга посвящал самообразованию, много и жадно читал книги казахских, русских, европейских и восточных авторов. Первый стихотворный

Слайд 6В дни революции 1905 года он был в рядах демонстрантов

в Каркаралинске,
участвовал в работе съезда казахской конституционно-демократической партии в

Уральске в 1906 году,
ездил в Петербург в составе группы делегатов этого съезда.
В дни революции 1905 года он был в рядах демонстрантов в Каркаралинске, участвовал в работе съезда казахской

Слайд 7Первое собрание стихов «Оян, қазақ» вышло в 1909 году, сразу

разошлось и было переиздано в 1911 году.
Заголовок книги послужил

манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала ХХ века, о
дним из ведущих вдохновителей которого Мыржакып Дулатов считается по праву.
Первое собрание стихов «Оян, қазақ» вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году.

Слайд 8В 1911 году сборник «Оян, қазақ» был конфискован, как отметил

сам автор, главным управлением по делам печати.
Смагул Садвакасов в

предисловии к книге «Молодой Казахстан» (1928 г.) писал: «В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А. Байтурсынова, М. Дулатова, М. Жумабаева.
Первый роман на казахском языке под названием «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») вышел в 1910 году.
Автором его является вышеупомянутый Мыржакып Дулатов. Роман описывал жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым, и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу».
В 1911 году сборник «Оян, қазақ» был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати.

Слайд 9Это было первое смелое обращение демократически настроенного человека, просветителя к

народу.
В те времена мало кто осмеливался бы так открыто

призывать народ к борьбе.
«Проснись, казах, оглянись вокруг. Нельзя так долго находиться во тьме».
Эти слова призывают народ к действию. Свобода – не кусок хлеба, который нужен нам каждый день для поддержания жизни. Свобода – это нечто большее. Свободный человек сам определяет свою судьбу.
Это было первое смелое обращение демократически настроенного человека, просветителя к народу. В те времена мало кто осмеливался

Слайд 10Стихотворение «К молодым», опубликованное в первом номере газеты «Серке» в

1907 году, отражает все увиденное и пережитое поэтом в период

первой русской революции.
Статья Мыржакыпа Дулатова «Наши задачи», разоблачавшая царскую политику на национальных окраинах, была опубликована во втором номере «Серке».
После этого издание этой газеты было запрещено.
Стихотворение «К молодым», опубликованное в первом номере газеты «Серке» в 1907 году, отражает все увиденное и пережитое

Слайд 11Второй сборник стихов Мыржакыпа Дулатова под названием «Азамат» вышел в

1913 году.
Он имел обширную переписку с русскими публицистами, которых

он в своих письмах знакомил с восточной культурой.
Работал в журнале «Айкап», газете «Ақ-жөл».
В 1926 года работал преподавателем института народного образования в Оренбурге,
в 1927 году – помощником редактора газеты «Енбекши қазақ».
Второй сборник стихов Мыржакыпа Дулатова под названием «Азамат» вышел в 1913 году. Он имел обширную переписку с

Слайд 12В сборник «Азамат» вошли не только стихотворения Мыржакыпа Дулатова, но

и его высокохудожественные переводы произведений Ф.Шиллера, А.С.Пушкина, Г.Тукая М.Ю.Лермонтова.
Тонким эстетическим

вкусом и глубиной отличаются статьи Мыржакыпа Дулатова о творчестве Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, объемистый труд «История происхождения казахов и кыргызов», «Библиографический указатель казахских книг» в двух частях и другие работы.
В сборник «Азамат» вошли не только стихотворения Мыржакыпа Дулатова, но и его высокохудожественные переводы произведений Ф.Шиллера, А.С.Пушкина,

Слайд 13Большое значение придавал Мыржакып Дулатов созданной, как он считал, лишь

благодаря самоотверженному труду и умелому руководству А. Байтурсынова, газете «Қазақ»,

выполнявшей роль общественно-политического издания, и просуществовавшей до октября 1918 года.
Жизни и творчеству А. Байтурсынова он посвящает позднее очерк (1922 г.).
Активно сотрудничал в 1911 году Мыржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи.
В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме».

Большое значение придавал Мыржакып Дулатов созданной, как он считал, лишь благодаря самоотверженному труду и умелому руководству А.

Слайд 14С весны 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета «Қазақ»,

в которой Мыржакып Дулатов активно сотрудничает с Байтурсыновым.
Жизнь и

творчество Мыржакыпа Дулатова тесно связаны с партией «Алаш» и правительством «Алаш Орды».

Мыслящие люди, в их числе Мыржакып Дулатов, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынула по воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости.
Здесь они были продолжателями просветителей XIX века.

С весны 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета «Қазақ», в которой Мыржакып Дулатов активно сотрудничает с

Слайд 15Мыржакып Дулатов был одним из составителей программы партии «Алаш». С

конца 1917 года до апреля 1918-го возглавлял газету «Қазақ», являлся

одним из руководителей правительства «Алаш Орда», членом его Военного Совета.
В 1919 году вместе со многими другими деятелями алашординского движения Мыржакып Дулатов переходит на сторону Советской власти. Начинается новый этап в жизни и творчестве.
В 20-30 годы Мыржакып Дулатов работал в редакциях газет «Ақ жөл», «Енбекши қазақ», журнала «Кызыл Қазақстан», занимался переводческой деятельностью.
Мыржакып Дулатов был одним из составителей программы партии «Алаш». С конца 1917 года до апреля 1918-го возглавлял

Слайд 16Со второй половины 20-х годов начинаются гонения на деятелей дореволюционной

казахской интеллигенции. В
1928 году Мыржакып Дулатов был арестован, сидел

два года в тюрьме.
Находясь в тюрьме, на допросе в 1929 году в ответ на обвинение в «национализме» он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам».
Мыржакып Дулатов резко выступал против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с его письменной историей.
Это положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории.
Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстаивать права казахского языка и религии.
Со второй половины 20-х годов начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. В 1928 году Мыржакып Дулатов

Слайд 17Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил

в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я

обязан делать все возможное.
Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно истина восторжествует».
Далее был сослан в Соловецкий лагерь и в апреле 1930 года приговорен к расстрелу, который был заменен десятью годами тюремного заключения.
Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года.
В ноябре 1988 года был посмертно реабилитирован.
Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего

Слайд 18Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил

в последнем своем официальном слове:
«Ради будущего своего народа я

обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом… Рано или поздно, истина восторжествует».
Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего

Слайд 19Мыржакып Дулатов прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после

себя богатое наследие.
Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал

формированию кадров для казахской журналистики.
Его произведения отличаются не только гражданским пафосом, но и высоким поэтическим мастерством.
Мыржакып Дулатов принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям.

Мыржакып Дулатов прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после себя богатое наследие. Он был блестящим знатоком

Слайд 20В памяти народа Мыржакып Дулатов остался верным сыном народа.
Он

ушел из жизни в борьбе за свободу и независимость народа.
В

1990 году в Костанайской области, в Торгайском районе, открылся памятник А.Байтурсынову и М. Дулатову.

Автор — скульптор Х.Е Наурызбай
В памяти народа Мыржакып Дулатов остался верным сыном народа. Он ушел из жизни в борьбе за свободу

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика