Слайд 1
Тема урока:
Начало формирования
многонационального государства
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя
(полная)
школа № 2 г. Белоярский»
©Автор ресурса – Райзинк Е.В., учитель
истории МОСШ № 2
Prezentacii.com
Слайд 2Контроль знаний
Отметьте утверждения, которые относятся к результатам опричнины:
А) разорение и
опустение земель;
Б)полное истребление землевладельцев-бояр;
Г) усиление раздробленности страны;
Д) массовое бегство крестьян
на окраины;
Е)опричнина дала царю безграничную власть.
Слайд 32. Определите последовательность событий:
А) избрание Михаила Романова на царство
Б) вступление
Лжедмитрия I на престол
В) «Семибоярщина»
Г) образование второго ополчения
Д) освобождение Москвы
от поляков
Слайд 43.По мнению историка В.О.Ключевского, в годы Смутного времени россияне сделали
три важных открытия:
Народ обнаружил, что ни государь, ни государство не
могут без него обойтись, тогда как он сам, во всяком случае, некоторое время, вполне способен существовать и без них;
Оказалось, что государство – отнюдь не царская вотчина, населенная случайными и бесправными людьми; скорее, сами цари могут оказаться случайными и бессильными фигурами;
Выяснилось, что холопы обладают политической волей, которая при определенных обстоятельствах сама может стать источником власти Божьего помазанника.
Вопрос: Какие события Смутного времени могли спровоцировать такие представления?
Слайд 54. Историк В.О. Ключевский писал о Лжедмитрии I, что «на
престоле московских государей он был небывалым явлением…» Что в нём
было «небывалого»? Выскажите своё отношение к этой личности Смутного времени.
Слайд 65. За ним царить стал …….,
Отцу живой контраст;
Был разумом не
бодор,
Трезвонить лишь горазд.
Слайд 76. ……. же, царский шурин,
Не в шутку был умён,
Брюнет, лицом
недурен,
И сел на царский трон.
При нём пошло всё гладко,
Не стало
прежних зол,
Чуть-чуть было порядка
В земле он не завёл.
К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь …….
Слайд 87.…И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал…
Слайд 98. …Взошёл на трон ……,
Но вскоре всей землёй
Его мы
попросили,
Чтоб он сошёл долой.
Слайд 109. Вернулися поляки,
Казаков привели;
Пошёл сумбур и драки:
Поляки и казаки,
Казаки и
поляки
Нас паки бьют и паки;
Мы ж без царя как раки
Горюем
на мели.
Слайд 1110.Прямые были страсти —
Порядка ж ни на грош.
Известно, что без
власти
Далёко не уйдёшь.
Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут
… и ….
Скорей собрали рать.
И выгнала их сила
Поляков снова вон….
Слайд 1211. Земля же .…
Взвела
на русский трон…
Слайд 15Цели урока:
Выявить основные направления внешней политики Московского государства в 15
– 17 веках
Проследить расширение территории Московского государства на запад и
Восток, отметив особенности этого процесса
Сделать выводы о путях формирования многонационального государства и условия вхождения народов в его состав.
Слайд 16Даты:
1552 – завоевание Казанского
ханства
1556 – подчинение Астраханского
царства
1581
– начало похода Ермака в
Сибирь
1632-1634 – Смоленская война
1654 –
Переяславская рада
1667 – Андрусовское перемирие между Россией и речью Посполитой
Слайд 17Задачи и направления внешней политики Московского государства в 16-17 вв.
Слайд 18Таблица «Расширение территории России в 16 – 17 вв.»
Слайд 19Согласны ли вы с тезисом о том, что Московское государство
формировалось не как национальное государство, а как империя – по
составу населения, в которое включились нерусские народы? Приведите аргументы , подтверждающие это утверждение.
Слайд 20Домашнее задание :
§ 22, ответить на вопросы к параграфу
В
тетрадь – задание 2
Работа с картой № 10