Министерство образования и науки
Российской Федерации.
МБОУ «СОШ № 59 г.Владивосток».
«Общественно-политическая мысль в XVIII веке».
Выполнила: ученица 10 класса «А»
Мирошниченко Екатерина.
Руководитель: преподаватель по истории
Юшечкина Елена Геннадьевна.
Владивосток 2016 год.
Слайд 2XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории
государства Российского. Реформы Петра Великого, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II и
многое другое обуславливают пристальное внимание историков на этот период. В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России.
Самый главный вопрос получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостничества, крепостного права не было.
М.М. Щербатов обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербаков критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Однако, Щербатов резко выступает против отмены крепостничества, считая безумством освобождение крестьян.
Другой видный деятель И.И. Панин в своей деятельности выступал против крайнего ущемления крестьянства и помещичьего произвола, однако и он остается сторонником крепостничества.
Д.А. Голицын предлагал невозможную идею «самовыкупа» крестьян из рабства.
И.П. Елагин работал над проектом освобождения крестьян, но был убежден в невозможности его реализации в то время.
Слайд 3Появляются предтечи течений общественной мысли – либерализма, радикализма и консерватизма.
Радищев
Александр Николаевич. В 1783 написал оду «Вольность», негативно оцененную Екатериной,
как и «Путешествие из Петербурга в Москву», приговорившей его к смертной казни в 1790, но заменившей наказание ссылкой. Радищев Предполагал революцию в будущем, после долгого периода просвещения народа. Не воспринимал идею просвещенного абсолютизма, революцию считал прорывом к свободе. Прогрессивная сила – просвещенное дворянство. Позже Радищев связан с идеей ограниченной просвещенной монархии и достижения при ней вольностей и свободы.
Слайд 4Новиков Николай Иванович с 1768 редактор ряда журналов, издавал журнал
«Трутень», в котором вел полемику с Екатериной II. Идеи: правление
– монархия особого типа, где государь является организатором всероссийского труда. Люди исполняют свои функции: крестьяне как хлебопашцы, дворяне как администраторы. Должно отсутствовать крепостное право, трудиться должны все, все люди равноправны. Идеализировал древнерусские обычаи. Верил в просвещение человека, отрицательно относился к восстаниям.
Слайд 5Щербатов Михаил Михайлович.
Неравенство людей естественно, так как они уступили равенство
ради общественного блага. Сословное деление и крепостное право – благо
для всех. Отвергал перенесение европейских традиций в Россию, воспринимал фаворитизм как проявление распущенности нравов. Осуждал Петра 1 за уничтожение бояр и самостоятельности церкви, так как они препятствовали всевластию монарха.
Выступал за ограничение всевластия монарха. Идеал-древнерусская жизнь.
Слайд 6Болтин Иван Никитич. Знал французских мыслителей, в 1788 выпустил работу
по истории России с комментариями источников и их критикой. Русская
история развивалась в естественном темпе, не опережая и не отставая от Европы, необходимо в исследовании сопоставлять ее с западной. Идеализировал древнерусскую историю, поднял вопрос о происхождении крепостного права в России.
Слайд 7Одним из глубоких русских мыслителей этой поры был
профессор Московского университета
С.Е. Десницкий. Он осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения
с помощью реформ политического строя (учреждение выборного сената как высшего законодательного и судебного органа, введение бессословного, гласного суда с адвокатурой и присяжными, устройство купеческого самоуправления, равноправие мужчин и женщин, устранение вмешательства церкви в просвещение и науку и т.д.). Основная направленность предложений носила буржуазный характер.
Слайд 8Масонство.
Своеобразной формой идеологического наступления реакции было масонство, возникшее как антипод
рационализму века Просвещения: разуму противопоставлялась мистика, материалистическому пониманию законов природы
— алхимия и кабалистические толкования. Масонство стремилось увести современников от социально-политических вопросов, которые ставили перед ними идеологи молодой буржуазии. Говоря о равенстве людей, масоны переносили это понятие в абстрактный мир; они много рассуждали о гуманности и просвещении. Среди масонов удивительно уживались набожность с вольнодумством, просветительство с крепостнической идеологией. Масонство отрицательно сказалось на развитии передовой общественной мысли в России. Это видно хотя бы на примере того же Новикова: в 80-х годах, когда он уже стал масоном, из его изданий почти полностью исчезли острые общественно-политические вопросы, которые он так смело ставил в своих журналах в конце 60-х - начале 70-х годов.
Слайд 9Заключение.
Что ж, подведем итоги. Мы видим зарождение в России мощнейшего
движения, мощнейшей мысли. Виднейшие общественные деятели указывают на отсталость России
как в экономическом , ток и социальном плане. Важно, что они обращают пристальное внимание на истоки этой проблемы, совершенно верно указывая на две важнейших причины этих негативных явлений – крепостничество и ничем неограниченную абсолютную монархию. Столь мощное движение не могло остаться только на бумаге. И век XIX – тому свидетельство.
Слайд 10Список электронных ресурсов.
http://studopedia.ru
http://www.bestreferat.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://yandex.ru/images