Слайд 1Урок истории России в 10 классе.
Учитель истории МОУ СОШ №2
Радачинская
Таисия Михайловна.
Слайд 2Тема урока:
Особенности истории России.
Место России в мировом историческом процессе.
Слайд 3Цель урока:
- учащиеся должны знать: Россия всегда играла значительную роль
в европейской политике и экономике,
- знать географические, почвенно- климатические и
иные особенности и их влияние на историческую судьбу России,
уметь выделять общее и своеобразное в истории России.
Слайд 4Форма урока:
Школьная лекция.
Слайд 5
план урока:
1. Почему мы изучаем историю своего Отечества?.
2. Географическое положение
и его влияние на историю страны.
3.Влияние природы на судьбы страны.
4.Другие
особенности развития России.
Слайд 6Проблема:
Что в истории важнее всего ?
Что оказывает на неё самое
сильное влияние ?
Слайд 71.Почему мы изучаем историю своего Отечества?
Слайд 8
« Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать
– необходимо»
Горький А.
М.
цитата:
Слайд 92). Показать единство народов нашего Отечества с народами мира.
Молились
одним
богам,
называя
их
по-разному.
Сходные
стадии
развития
хозяйства,
культуры,
гос. устрой-
ства.
Пели близкие
по духу песни
и слагали
одинаковые
сказки.
Слайд 10Вывод:
Знать прошедшее – значит понять настоящее и предвидеть будущее.
Слайд 112. Географическое положение страны и его влияние на историю.
1). Географические
условия оказывали ( особенно на ранних стадиях развития ) большое
влияние на развитие человеческого общества.
Слайд 12Особенности географического положения России:
Открытость границ России ( Восточно- Европейская равнина):
-
противоборство с кочевниками,
- постоянное расширение России за счёт соседних земель,
-
сложность обособления, природа звала людей к единению.
Слайд 13Удалённость от мировых морских и океанских путей:
- этим объясняется замедленность
развития России,
- постоянное стремление её выйти из этого « закрытого»
состояния.
Слайд 14Милитаризованность российского общества:
- постоянная опасность русским границам и с Востока
и с Запада,
- необходимость отвоёвывать себе выход к морям,
-
русское общество становилось традиционно милитаризованным.
Слайд 15Система управления.
- обширная территория,
- внешняя опасность,
- борьба за
выход к морям –
- необходимость СИЛЬНОЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ВЛАСТИ,
Слайд 16Вывод:
-РОССИЯ- ЕВРАЗИЙСКАЯ СТРАНА, своеобразный мировой мост, где встречаются две мировые
цивилизации: Европа и Азия, где осуществляется их взаимовлияние и взаимопроникновение.
Слайд 17Своеобразие Руси:
-Русь деревянная часто горела, быстро отстраивалась
лес
Защи
щал
от врагов
согревал
обувал
одевал
Давал
пита
ние
Слайд 18Русь речная:
Страна удобных речных путей.
Русь степная( кочевники),
Равнинная ( равнина объединяла,
сплачивала людей).
Слайд 19Влияние природы на судьбы страны.
Восточно – Европейская
равнина отличалась однообразием
:
Простор успокаивал мысль,
навевал глубокие раздумья;
трудности формировали
такие черты,
как суровость,
неласковость, выносливость.
Слайд 20Природа
определяла
облик и психологию народа
+
-
отсутствие
тяги к система-
тическому труду, Характер упорный,
Несгибаемый,
суровый.
Слайд 21Вывод:
Приложение большей энергии и активности, чем в странах Запада для
получения тех же результатов.
Сама среда обитания значительно тормозила здесь
развитие цивилизации.
Слайд 22Другие особенности развития России.
Многонациональный состав её населения.
Отдалённость от мировых цивилизаций.
Внешнеполитические
обстоятельства.
Колонизация её собственным населением, быстрый рост территории вширь.
Слайд 23Подведение итога урока.
Решение проблемы:
Что в истории важнее всего,
что оказывает на неё самое сильное влияние?
Слайд 24Итог:
Все обстоятельства в совокупности, их комплекс. Он для каждой
страны , для каждого народа неповторим, как неповторима жизнь отдельного
человека.
Важно выявить и понять эти обстоятельства и особенности, в которых протекала и протекает жизнь народа, его история.
Слайд 25Дома:
Мини- сочинение на тему:
« Зачем нужна история?»
Что означает
выражение: « История- учитель жизни» ?