Слайд 1Отечественный опыт управления социальным развитием
Слайд 2 В контексте управления социальным развитием организации под опытом понимается главным
образом результаты практического воздействия на ее социальную среду, способы реализации
сложных задач в области развития
Слайд 3Социальная проблема
Впервые этот термин был применен в начале 19 в.
Для обозначения неравномерного распределения богатства, чему способствовало появления четырех идей:
Идея равенства
Идея природного совершенства человека
Идея гуманизма
Идея изменяемости социальных условий
Слайд 4Подходы
1. Социальная патология – проблема понимается как препятствие нормальной работе
общества, при этом истоки ее в неспособности некоторых людей к
нормальному поведению.
2. Социальная дезорганизация – соц. проблема как разрушитель коллективов и общества расшатывающие его основы и общественную жизнь.
3. Ценностный конфликт – в основе конфликт объективных условий и субъективных интересов и ценностей человека.
4. Функциональный – выявление условий поведений, которые мешают реализации целей общества и приводят к неустойчивому состоянию.
5. Интерактивный подход – соц. проблема, как следствие обратной общественной реакции на те или иные события.
6. Констукционистский – соц. проблема не как объективное соц. Условие, а как деятельность людей, групп по выдвижению требований.
Слайд 5Развитие управления социальным развитием в России состоит из нескольких этапов:
Начальный
этап (1917-1922 г.г.)
Второй этап (1923-1952 г.г.)
Третий этап ( 1953-1991 г.г.)
Новый
этап ( с 1992 г.)
Каждый этап развития имеет свои характерные черты, отличительные особенности как в общих условиях социально-экономического развития, так и в подходах к трудовой мотивации, бытовому устройству, удовлетворению жизненно необходимых потребностей работников и всего населения страны.
Слайд 6Начальный этап (1917-1922 г.г.)
Предпосылки:
Экономическая слабость
Политическая нестабильность
Поражение на фронтах первой мировой
войны
Хозяйственная разруха
Падение жизненного уровня населения
Цель:
избавление людей от подневольного труда
и сословного угнетения;
установление равенства в правах;
улучшение благосостояния.
Слайд 7Препятствия:
спонтанные мероприятия советской власти резкий спад производства, неудовлетворительного хозяйствования в
промышленности и земледелии;
снижение производительности труда, продолжавшегося обнищания основной массы населения.
Слайд 9Основные методы организации труда:
Слайд 10 Считалось, что переход к социализму, в котором будут «править» чувство
долга, привычка к работе, привлекательность полезных занятий немыслим без насильственных
мер по отношению как к «паразитическим» элементам общества, так и к остальным слоя крестьянства и городских рабочих, установление «военного коммунизма».
Слайд 11 1918 г. – Гражданская война. Большевики признают безуспешность и ошибочность
методов «военного коммунизма».
Принимаемые меры:
взаимовыгодная смычка города и деревни;
широкая кооперация
хозяйственных связей;
рынок с его товарно-денежными отношениями;
оживление предпринимательства и здоровой конкуренции.
Слайд 12Второй этап (1923-1952 г.г.)
Приоритет административно-командных методов решения экономических и социальных
задач и как следствие отказ от экономических стимулов и принципа
личной заинтересованности в результатах хозяйствования, подавление частной инициативы.
Слайд 13Утвердилась социально-экономическая система, которую характеризовали:
тотальное огосударствление основных отраслей экономики, ограничение,
а чаще запрещение индивидуальной трудовой деятельности;
чрезмерная централизация управления материальным производством
и социальной сферой, директивное планирование, фактически полное игнорирование товарно-денежных отношений и регулирующей доли рынка;
установление «сверху» практически всех значимых способов производственно – хозяйственной деятельности;
применение в отношении отдельных социальных основ принудительных, а то и просто насильственных мер.
Слайд 14Основные методы мотивации:
Передовики производства:
получали более высокую заработную плату;
предоставлялось
казенное жилье;
направлялись на учебу в престижные вузы;
выдвигались на руководящие должности;
награждались
орденами и медалями;
избирались депутатами местных и верховных Советов.
Однако основная масса работников не проявляла рвения в труде, отличалась инертностью, не выделялась ни высоким профессионализмом, ни строгой дисциплиной.
Слайд 15 Предоставление благ осуществлялось как в виде распределения по труду в
зависимости от результатов работы, так и через общественные фонды потребления
с учетом степени нуждаемости отдельных групп населения. Из этих фондов покрывались расходы на образование, здравоохранение, выплату пенсий, стипендий и пособий, иные социальные цели.
В СССР начиная с 30-х гг. отсутствовала безработица, люди бесплатно получали образование, медицинское обслуживание тоже было бесплатным. Различия в жизненных условиях рабочих, колхозников, интеллигенции, руководителей разного уровня были относительно невелики.
Слайд 163 этап (1953-1991 г.г.)
Характеристика этапа:
поддержка производственной демократии;
возрождение принципа заинтересованности в
результатах хозяйствования;
усиление материальных стимулов к работе;
упорядочение нормирования и оплаты
труда;
содействование техническому перевооружению индустриальных секторов экономики и сельского хозяйства;
поощрение изобретателей и рационализаторов;
участие трудящихся в управлении экономикой и социальной сферой (посредством их вовлечения в массовые формы соревнования);
устройство производственных совещаний;
создание на общественных началах бюро экономического анализа и групп содействия НТП.
Слайд 17 Во второй половине 60-х гг. предпринималась еще одна попытка реформирования
социально-экономической деятельности, нацеленная на то, чтобы сочетать единое государственное планирование
с хозяйственным расчетом предприятий, централизованное отраслевое управление – с местной инициативой, безусловное единоначалия в организациях – с повышением роли трудовых коллективов, общее экономическое стимулирование – с материальным вознаграждением работников за индивидуальные показатели труда.
Слайд 18Средства стимулирования состояли из трех частей:
фонд самофинансирования, предназначавшийся для покрытия
доходов на обновление производства;
фонд материального поощрения, распределяемый при участии
и под контролем трудового коллектива;
фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в дополнение к общественным фондам потребления, образуемым государством.
Слайд 19 В 1966 году производственном объединении «Светлана» впервые был разработан план
социального развития трудовых коллективов.
1976-1980 г.г. Типовая методика составления планов по
социальному развитию включало в себя следующие разделы:
изменение социально-демографической структуры производственного коллектива;
повышение квалификации и образовательного уровня работающих на предприятии;
улучшение условий труда и охрана здоровья работников;
улучшение бытового обслуживания, отдых трудящихся и их семей;
коммунистическое воспитание и развитие общественной активности.
Слайд 20 Весной 1985г. начался очередной «заход» на реформы, основными целями которых
были:
ускорение социально-экономического развития страны;
достижение нового качественного состояния советского
общества;
улучшение жизни людей.
1991г. – распад СССР.
Слайд 21Новый этап (с 1992 г.)
Новый курс направлен на:
стабилизацию экономики,
укрепление
рубля,
разгосударствление имущества,
приватизацию собственности,
создание смешанной экономики с сильным
частным сектором.
Слайд 22Заметные перемены:
преодолевается тотальное огосударствление экономики;
в основном ликвидирована командно-административная система управления
экономикой и начато создание жизнеспособных рыночных структур;
меняется образ жизни
населения;
возникновение иных ориентиров в мотивации трудовой и хозяйственной деятельности.
Слайд 23Негативные моменты:
произошел обвальный спад производства и инвестиций;
высокий уровень инфляции;
снижение уровня
жизни значительной части населения, реальной заработной платы и пенсий;
рост безработицы;
возникла
массовая бедность.
Слайд 24 Итоги реформ на современном этапе:
снижение реальной заработной платы;
социальное расслоение;
рост
уровня безработицы;
массовая бедность и обнищание народа;
многочисленные забастовки.
Таким образом, социальная цена
реформ, связанный с переходом от плановой к рыночной экономике, явилась непомерно высокой и обременительной для большинства россиян, обернулась обнищанием народа.