Слайд 1Казахский университет международных отношений и мировых
языков имени Абылай хана.
Факультет международных
отношений
Кафедра международных отношений
Допущена к защите
Зав кафедрой _________________
К.ф.н. доцент Ивашов А.А.
Проектная
работа
По дисциплине: «Процессы мировой интеграции»
На тему:
«Перспективы развития постсоветского пространства».
По специальности: 050202 – Международные отношения
Выполнили:
Студенты 3-го курса ФМО
Какаева Анастасия
Ким Виктор
Акымбекова Жанна
Гулоев Идрис
Научный консультант:
Старший преподаватель
Бердалина А.С.
Алматы, 2013 г.
Слайд 2Тема: Перспективы развития постсоветского пространства.
Проблема: Интеграция и реинтеграция на постсоветском
пространстве.
Идея проекта: Анализ форм интеграционных взаимодействий в рамках Содружества Независимых
Государств.
Цель проекта: Политические и экономические объединения на постсоветском пространстве
как альтернативные варианты интеграции.
Задачи проекта:
Использование в процессе проектной работы компетенции и субкомпетенции: компетентностно-профессиональная, поисково-исследовательская, международно-статусная компетенции.
Возможные варианты решения поставленной проблемы.
Конечный продукт (результат) проектной работы – доклад на международной студенческой конференции.
Рекомендуемая литература:
1. Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых
Государств. Одобрена решением Совета глав государств Содружества (Москва, 28 марта 1997 г.).
2. Либман А. М. «Интеграция снизу» в Центральной Азии // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 1 (2).
3. Материалы сайта «Евразийское Экономическое Сообщество». http://www.evrazes.com.
4. Материалы сайта Википедия. Раздел «Содружество Независимых Государств». http://ru.wikipedia.org/.
5. Об обеспечении участия Российской Федерации в Черноморском экономическом
сотрудничестве: Постановление Правительства Российской Федерации № 500 от 26.04.1997 г.
6. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Исполнительный комитет СНГ. http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=176.
Слайд 3ОТ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ К РЕИНТЕГРАЦИИ:
РЕАЛИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Наиболее фундаментальным следствием эпохальных событий
на рубеже 1990-х гг. прошлого столетия, связанных с развалом СССР,
стала беспрецедентная по масштабам и глубине геоэкономическая трансформация. Некогда огромное единое экономическое пространство «социалистического типа» в одночасье приобрело совершенно иную — фрагментарную конфигурацию, образуемую многими экономиками новых независимых государств, развернувшимися в сторону самостоятельного формирования открытых экономических систем рыночного типа. Однако очень быстро пришло понимание того, что произошедшее на постсоветском пространстве размежевание, обусловленное государственно-политическими интересами, совершенно невыгодно во множестве экономических смыслов. Тем более для новых национальных экономик, еще недавно представлявших собой в совокупности единое целое и не утративших до настоящего времени множества прямых кооперационных производственно-хозяйственных связей и торговых отношений.
Слайд 4Объективные экономические потребности довольно быстро поставили в практическую повестку дня
образовавшихся государств задачи реинтеграции их экономик в рамках прежнего постсоветского
экономического пространства, но реинтеграции с учетом реалий нового времени и основанной на новых принципах и механизмах. Что, с одной стороны, дает основания говорить, по сути дела, о формировании нового экономического пространства. С другой стороны, создание на территории бывшего СССР новых самостоятельных государств привело к своеобразному сочетанию интеграционных и дезинтеграционных процессов. Поэтому можно говорить одновременно и о разделении прежнего экономического пространства, и о создании новых форм его интеграции.
После распада СССР на постсоветском пространстве возникло несколько международных организаций и содружеств. Подавляющая часть государств(а именно двенадцать) стали выстраивать новую конфигурацию своих отношений, объединяясь (или интегрируясь) в различные союзы и организации с учетом своих как политических, так и экономических интересов. Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО)
Слайд 5В настоящее время интеграция на постсоветском пространстве осуществляется на трех
разных скоростях.
Первый вариант интеграции (самая «низкая» скорость) — Содружество Независимых
Государств (СНГ). СНГ представляет собой международную организацию политико-консультативного типа с определенными военно-политическими обязательствами в рамках Договора о коллективной безопасности.
На второй скорости происходит экономическая интеграция более узкой группы государств в рамках ЕврАзЭС — Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Украины.
Максимальную степень интеграции предполагает Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Россия) и Союзное государство России и Беларуси.
Слайд 6СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Было основано главами БССР, РСФСР и
УССР путем подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях под
Брестом (Беларусь) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известное как «Беловежское соглашение»).
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.
Слайд 7Соглашение о создании СНГ и Алма-Атинская Декларация (Алма-Ата, 21 декабря
1991 г.) не только фиксировали развал СССР и создание СНГ,
но и провозгласили приверженность сотрудничеству в формировании общеэкономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.
Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) в рамках практически всего Содружества предусматривал углубление интеграции и координацию проводимых экономических преобразований, создание Таможенного союза, общего рынка, валютного (денежного) союза. Развитие этого договора нашло отражение в соглашениях о создании зоны свободной торговли и платежного союза. Для продвижения сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, строящихся на принципах и нормах Соглашения ВТО/ГАТТ и других универсальных источниках международного экономического права, предполагалось создание Таможенного союза. Между тем соглашение подписали лишь несколько государств участников СНГ.
Соглашение о создании зоны свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г.) также было направлено на обеспечение взаимодействия в решении конкретных задач по организации зоны свободной торговли, в том числе отмену таможенных пошлин и количественных ограничений, создание эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым операциям, сотрудничество в проведении торгово-экономической политики, содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству.
Соглашение о Платежном союзе стран содружества и перспективный план интеграционного развития СНГ (Москва, 21 октября 1994 г.) принимались с целью обеспечения бесперебойности расчетов, взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы. Функции осуществления расчетов между центральными банками на основе многостороннего клиринга и операции на валютных рынках возлагались на Межгосударственный банк, являющийся специализированным институтом Платежного союза.
В рамках Содружества (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, позднее были подготовлены документы для вступления Узбекистана) на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г., действует военно-политический союз — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданный 7октября 2002 г. Главная задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря ОДКБ Россия сохраняет свое военное присутствие в Центральной Азии.
Слайд 8Однако почти все многосторонние решения стран Содружества так и остались
на бумаге, а потенциал возможностей успешного взаимодействия пока оказался невостребованным.
Правовые механизмы не стали эффективными и достаточными для интеграции экономик стран СНГ. Статистика показывает, что если в 1990 г. доля взаимных поставок 12 государств-участников СНГ составляла более 70% от общей стоимости их экспорта, то в 1995 г. она сократилась до 55%, а в 2008 г. составляла уже менее 40%.
При этом сокращается в первую очередь доля товаров с высокой степенью обработки. Для сравнения, в 2008 г. в ЕС доля внутренней торговли сообщества к общему объему экспорта превышает 60%, в НАФТе — 45%.
Резкое сокращение хозяйственных связей между странами СНГ наряду с трансформационными процессами построения рыночно ориентированной экономики привело к падению производства, инвестиций, потребительского спроса, вытеснению отечественных товаров с внутренних рынков государств Содружества.
Слайд 9Другие проблемы широкой интеграции в рамках СНГ
Во-первых, различная геополитическая и
внешнеэкономическая ориентация государств бывшего СССР. В настоящее время направленность внешней
политики каждого государства на постсоветском пространстве складывается по разному: Молдова сближается с Румынией, Грузия, Азербайджан и страны Балтии стремятся в ЕС и НАТО. Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Россией Беларусь, Армения, Киргизия, Украина и Таджикистан. Но и здесь не все так однозначно: Украина и Молдова ориентированы на ЕС; Туркменистан, Азербайджан, Кыргызстан тяготеют к исламскому миру; а Казахстан и Узбекистан пытаются интегрировать азиатские ценности и американскую рыночную эффективность.
Во-вторых, в странах-участниках СНГ нет единой правовой системы. Правовая система СССР исключительно быстро развалилась. Хотя правовые вопросы можно быстро решать, и законодатели устранят юридическую расплывчатость в случае, если политическая воля руководства стран будет направлена на углубление интеграции. Отсутствие юридической обязательности и рекомендательный характер разрабатываемых Межгосударственной парламентской ассамблеей документов позволяют использовать модельные законы без страха ущемить национальный суверенитет. Кроме того, Конституции России и других государств-участников СНГ ничего не говорят о Содружестве. В результате СНГ как международная организация не имеет ясной легитимной основы. Колебания вокруг вопроса о том, какое право должно развиваться в первую очередь — международное или конституционное — также не способствуют формированию непротиворечивой правовой системы.
Слайд 10Другие проблемы широкой интеграции в рамках СНГ
В-третьих, реализация достигнутых соглашений
в значительной степени усложняется из-за их длительной ратификации. Сроки процедуры
ратификации законодательством не определены, межгосударственные договоры, заключенные в рамках СНГ, нередко были ратифицированы через несколько лет после подписания, когда терялась их актуальность. Без ратификации пар ламентом и одобрения правительством соглашений подписанные документы не имеют юридической силы. Так, половина участников присоединилась лишь к 40—70% подписанных в рамках СНГ документов — преимущественно по экономической проблематике. Однако вступление в силу договоров и соглашений не означало их практической реализации, поскольку государства не выполняли взятые обязательства.
В-четвертых, усиливается неравномерность экономического развития государств- участников СНГ. В существовавшем ранее плановом народном хозяйстве СССР происходило однонаправленное перераспределение национального дохода — Россия выступала донором, и это служило объективным условием достижения наилучшего конечного результата. Такая ситуация не могла быть одномоментно устранена, и построение взаимоотношений на основе экономически равноправных партнеров заняло длительное время. Особенности экономических преобразований во многом обусловлены различной степенью воздействия на национальные экономики дезинтеграции хозяйственных связей, существовавших в СССР.
Слайд 11ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ИНТЕГРАЦИИ
В целом СНГ
как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между
его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты.
В настоящее время на пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами. Наиболее крупными и значимыми из них из них являются: Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Содружество демократического выбора (СДВ), объединяющие страны бывшего СССР в вопросах политики, экономики и безопасности.
Слайд 12Международные региональные организации с участием государств — бывших
республик СССР
Слайд 13Евразийское экономическое
сообщество (ЕврАзЭС)
Международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием
общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан,
Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка . Дата создания — 2001 г.
В августе 2006 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза. За 8 лет, прошедших с момента создания ЕврАзЭС, доля товарооборота между странами-членами сообщества не только не увеличилась, но, напротив, у большинства стран-членов сократилась. Так и не удалось интенсифицировать торговлю между странами-членами сообщества. Принимаемые в рамках сообщества решения, а также их реализация не способствуют увеличению доли товарооборота между странами-членами ЕврАзЭС. Вряд ли без решения данной проблемы удастся сформировать эффективно работающий торгово-экономический союз.
Вместе с тем, согласно данным Росстата, накопленные инвестиции России в страны ЕврАзЭС возросли с 315,3 млн. долл. США в 2005 г. До 2132,3 млн долл. на начало 2009 г., т. е. почти в 6,7 раза в абсолютном выражении. Особенно активно развивалось инвестиционное сотрудничество с Беларусью, Узбекистаном и Казахстаном, которые лидируют среди других стран ЕврАзЭС по объему накопленных российских инвестиций.
Слайд 14Таможенный союз
Торгово-экономическое объединение России, Беларуси и Казахстана, основывающееся на принципах
единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза (отмена таможенных пошлин и
количественных ограничений, установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли). Дата создания — 1 января 2010 г.
Важное замечание, которое непосредственно повлияет на успешность работы Таможенного союза, заключается в следующем: необходима синхронизация налогового и таможенного законодательства стран-участниц: у Беларуси, Казахстана и России абсолютно разные таможенное и налоговое законодательства.
Слайд 15Союзное государство России и Беларуси
Союз Российской Федерации и Республики Беларусь
с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим,
гуманитарным, культурным пространством. Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 г.
Создание Союзного государства означает новый этап интеграционного процесса и образование межгосударственного сообщества, по юридической форме сравнимого с ЕС. Предполагается, что ныне существующий конфедеративный союз в будущем должен стать мягкой федерацией. При создании Союзного государства России и Беларуси закладывалась максимальная степень политической и экономической интеграции, что было подтверждено Договором о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.). Важно отметить, что договор предусматривает достаточно четкое разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка;
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
объединенные транспортная и энергетическая системы;
единая торговая и таможено-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
единое законодательство об иностранных инвестициях; статистический и бухгалтерский учет и др.
Слайд 16Международные региональные организации с участием государств — бывших
республик СССР и
стран дальнего зарубежья.
Слайд 17Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Постоянно действующая региональная международная организация, основанная в
июне 2001 г. лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и
Узбекистана. Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутри-региональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Сегодня сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики.
Слайд 18Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС)
Международная региональная организация. Создана в 2002 г. Казахстаном,
Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном. Россия стала участником ЦАС в 2004 г.
6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение в связи со вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС подготовить документы для создания объединенной организации ЦАС—ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.
Слайд 19Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)
Международный форум,
объединяющий государства азиатского континента, который ставит перед собой задачу укрепления
взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Первый саммит СВМДА проведен в 2002 г.
Инициатива о созыве Совещания была впервые представлена президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 г. Эта инициатива получила поддержку со стороны Киргизии, ряда влиятельных азиатских государств, а также некоторых международных организаций (ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Лига арабских государств (ЛАГ).
В результате усилий казахстанской стороны была сформирована инициативная группа государств, в состав которой, кроме Казахстана, вошли Азербайджан, Афганистан (ИГА), Египет, Индия, Иран, Израиль, Китай, Киргизия, Палестина, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Монголия. К настоящему времени участниками СВМДА являются 17 государств (последним к СВМДА присоединился Таиланд).
Слайд 20Организация Исламская конференция (ОИК)
Международная межправительственная организация, объединяющая на основе религиозной
общности 44 мусульманских государства Азии и Африки, а также Организацию
освобождения Палестины (ООП). Учреждена в 1972 г. Среди участников конференции — Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан — страны, бывшие республики СССР. Членом ОИК может стать любое мусульманское государство.
Цели, провозглашенные в уставных документах ОИК: поощрять мусульманскую солидарность между государствами-членами; укреплять сотрудничество между ними в экономической, политической и других областях деятельности; координировать усилия по сохранению святых мест и поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земли; активизировать борьбу всех мусульманских народов с целью сохранения их достоинства, независимости, национальных прав и др.
Руководящие органы ОИК — Конференция королей, глав государств и правительств (высший орган), Конференция министров иностранных дел, Генеральный секретариат. ОИК обладает статусом наблюдателя при ООН. Штаб-квартира в Джидде (Саудовская Аравия).
Слайд 21Такое нетривиальное экономическое событие, как набирающий силу процесс интеграции нового,
постсоветского экономического пространства в современных условиях, необходимо рассматривать через призму
принципиально новых обстоятельств, тесно
взаимосвязанных между собой.
Слайд 22Во-первых:
На формирование новой структуры постсоветского экономического пространства существенное влияние оказывает
и набирающая силу новая тенденция — создание обширных торгово-экономических блоков
континентальных и даже сверх континентальных масштабов, объединяющих не только высокоразвитые в экономическом и политико-правовом отношении страны, но и некоторые менее развитые государства.
При этом первоначальная тенденция объединять в интеграционные комплексы лишь высокоразвитые страны, созревшие для интеграции на рыночной основе, уступает место формированию новых торгово-экономических блоков из индустриальных и постиндустриальных стран и среднеразвитых индустриализирующихся государств.
По-видимому, постепенно будут формироваться многоступенчатые системы, включающие страны разного технико-экономического уровня развития.
Слайд 23Во-вторых:
Для постсоветского экономического пространства характерно массовое трансграничное перемещение людей. Давление
нищеты в собственной стране, притяжение более высокого уровня жизни за
рубежом побуждают десятки миллионов людей без квалификации перемещаться из одних стран СНГ в другие, а также в богатые промышленные страны Запада.
Наряду с другими факторами, смещающими географию производства, это приводит к ослаблению межгосударственных границ в значительно более широком экономическом пространстве. Формируется более широкое наднациональное экономическое пространство, по отношению к которому постсоветское экономическое пространство служит только его частью.
Слайд 24В-третьих:
Одновременно интеграционные процессы на постсоветском пространстве остаются ослабленными, причем в
значительной степени по объективным причинам. Интегрирование осуществляется интенсивно лишь между
странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно ее высокотехнологичные отрасли.
Что касается менее развитых стран, производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как конкурирующие экономики. Им почти нечего предложить друг другу: в сырье они не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг другу как правительственных, так и коммерческих кредитов. Взаимная торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к другу. Этим объясняется безрезультатность многочисленных попыток создать на постсоветском экономическом пространстве интеграционные блоки по типу Европейского союза.