Памятник первому русскому паровозу в Нижнем Тагиле
Первый русский
паровоз
Черепановых
Чертеж первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых, с подписью: «С натуры снимал и чертил Аммос Черепанов», 1834 г. Копия.
Макет первого паровоза Черепановых 1834 г. Изготовлен В.Г. Токаревым. Дерево. Металл, как в наст. Выполнен предельно точно передает внешний вид 1-го паровоза, который представлял собой тележку на 4-х колесах, на которой были установлены горизонтальные цилиндрические паровые котлы и топка для нагревания воды. В задней части расположена площадка для машиниста откуда производилась закладывание дров в топку. При нагревании воды в котле происходило парообразование. Машинист с помощью верхнего медного крана пропускал пар по трубкам в цилиндры, заставлял в них двигаться поршни, которые давили на коленчатые валы, а те вращали большие рабочие колеса, что приводило паровоз в движение. Чтобы паровоз не соскальзывал с рельсов на их внешней стороне сделаны бортики-реборды. В передней части парового котла расположена высокая труба для выпуска дыма от сгораемы в топке дров.
Чертежи паровоза отца и сына Черепановых иллюстрируют не только высокий уровень развития инженерной графики в России того времени, но и не менее высокий уровень технической мысли.
В заметке «Горного журнала» говорилось:
Третий паровоз Черепановых (действующая модель). Государственный Политехнический музей в Москве
Черепановы построили чугунную 400-саженей (854 м) дорогу, по которой стали возить руду с рудника на завод и катать высоких гостей. Но Великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго, сподвигнуть на поездку не удалось: он даже не вышел из коляски, глянул на пыхтящий паровоз, спросил:
«Кем ус троен?» - и отбыл.
За строительство железной дороги Мирон Черепанов получил вольную в 1836 году (остальные члены семьи оставались крепостными).
В 1833 году Ефим Черепанов(и его жена) получил вольную за строительство паровых машин).
Первенца Черепановых, на котором они даже украсили фигурной решеткой трубу, в последний момент не отправили на Петербургскую промышленную выставку. Как знать, попади их паровоз (обошедшийся в 1500 рублей) на смотрины в столицу, и не пришлось бы закупать втридорога заграничные (47,5 тыс. рублей каждый)...
Так канул в безвестность черепановский "дилижанец". Паровозы, построенные отцом и сыном, бесславно ржавели сброшенные с рельсов, по которым пустили конку. Первой в России считается железная дорога Санкт-Петербург - Москва, вдоль которой "веселится и ликует весь народ". И паровозы для которой закупали в Англии.
Через четыре года после Петербургской выставки, в разгар железнодорожной "лихорадки" в России, уральскому горнозаводчику Анатолию Демидову принесли проект о создании рельсопрокатного производства. Резолюция Хозяина: это невозможно, поскольку "в Нижнетагильских заводах нет специалистов по постройке паровозов..."
Каково было слышать это Мирону Черепанову, ненадолго пережившему отца...
Ногинск
Екатеринбург
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть