Слайд 1Тема:
Политическое развитие СССР
в послевоенные годы
(1945-1953гг.)
«Апогей сталинизма».
Слайд 2Эпиграф:
Нету в этом мире виноватых:
Тьма находит вдруг на государство
И ликуют орды бесноватых,
И бессильно всякое лекарство.
Игорь Губерман
Слайд 3Цель урока:
выяснить причины ужесточения внутренней политики после окончания войны и
проанализировать ее основные направления.
Слайд 4План:
1. Ужесточение внутренней политики.
2. Борьба с националистическими движениями в западных
районах СССР.
3. Особенности национальной политики в СССР.
4. Обострение борьбы
за власть.
Слайд 5Понятия:
«Демократический импульс»; космополитизм;
бандеровцы;
«лесные братья»;
«великорусский шовинизм»; республика «донор»; «мингрельское дело»;
«дело врачей»;
«апогей сталинизма».
Слайд 6Подумайте!
Почему историки выделяют 1945-1953гг. в отдельный период?
(окончание ВОВ – смерть
И.В.Сталина)
Что являлось источником новых тенденций в политической жизни страны?
(воля Сталина,
направленная на укрепление режима его личной власти)
Слайд 7 МЕТОД 6 шляп:
Белая – нейтральная, изложение фактов, описание статистики.
Задание:
подберите по 2 факта, раскрывающих каждый пункт плана.
2. Жёлтая –шляпа
оптимиста, обратить внимание на положительные моменты.
Задание: перечислите позитивные явления в политической жизни СССР данного периода.
3. Чёрная – шляпа пессимиста, увидеть негативные моменты.
Задание: в чём проявлялась негативная сторона идейных установок послевоенного периода?
Слайд 8МЕТОД 6 шляп:
4. Красная – эмоциональное восприятие.
Задание: какие эмоции вы
испытали при чтении текста параграфа? Хотели бы вы жить в
данную эпоху? Почему?
5. Синяя – аналитическая, поисковая.
Задание: определите, в чём заключалось противоречие политического курса.
6. Зелёная – изобретательская, творческая.
Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Попробуйте дать им название и предположите, с какими целями они созданы.
Слайд 9Ответы:
1.Белая шляпа:
Сталин не созывал партийных съездов до осени 1952г.
В западных
регионах СССР разгорелась гражданская война между местными националистами и коммунистами.
Промышленное
развитие этих регионов укрепляло позиции новой власти.
В ходе союзного строительства в СССР сложилась своеобразная иерархия народов (русский – первый среди равных)
Новый пик репрессий в 1946-1949 гг.
РСФСР – «донор» развития всех республик.
Изменения в уставе партии.
Чистки в высших эшелонах власти.
Слайд 102. Жёлтая шляпа:
ВОВ породила демократический импульс.
Быстрый процесс восстановления предприятий промышленности.
Развитие
западных республик СССР позволило одержать победу над националистами.
Взаимопомощь республик.
Слайд 113. Чёрная шляпа.
Главные направления внутренней политики – мобилизация и централизация
власти.
Усиление репрессий.
Подчинение партийных структур органам госбезопасности под руководством Сталина.
Массовый террор
националистов в западных регионах СССР.
Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.
Слайд 124. Красная шляпа.
5. Синяя шляпа.
Противоречия общественно-политической жизни:
Некоторая демократизация:
Прекращение ЧП;
Перевыборы Советов
всех уровней;
СНК Совет министров в
1946г.;
ВКП(б) КПСС в 1952г.
Усиление контроля и репрессий:
«ленинградское дело» 1948г.;
Репрессии против жителей оккупированных территорий, репатриантов и бывших военнопленных;
Борьба с «космополитами»;
Гонения на генетику, кибернетику как лженауки;
«Дело врачей» 1952г.
Слайд 136. Зелёная шляпа.
Слава русскому народу!
Народу богатырю.
Отстроим на славу! Народу-созидателю!
Слайд 14Слава Сталину,
великому зодчему
коммунизма!
«Следы преступления».
Слайд 15Апогей – наивысшая точка развития, расцвет
Объясните термин
«апогей сталинизма».
Все элементы
тоталитарной системы — абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя,
единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат — были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.
Слайд 16Давайте повторим!
О ком могли быть сказаны эти слова?
… он –
величайший и значительнейший из наших современников… во весь свой рост
он возвышается над всей Европой и Азией, над прошедшим и над будущим. Это самый знаменитый и самый неизведанный человек в мире…
А) Сталин б) Мао Цзедун
В) Черчилль г) Трумэн
Слайд 17Рюмин неопровержимо доказал, что вся эта братия – Вовси, Коган,
Фельдман, Гринштейн, Этингер, Егоров, Василенко и другие – давно уже
потихоньку сокращает жизнь нашему высшему руководству. Жданов, Димитров, Щербаков – список жертв мы сейчас уточняем – дело рук этой банды… а самое главное – это всё агентура еврейской буржуазно-националистической организации «Джойнт». Большинство обвиняемых признались…
А) «мингрельское дело»
Б) «дело врачей»
В) «Ленинградское дело»
2. О каком событии послевоенной истории идёт речь в этом отрывке?
Слайд 183. О чём идёт речь в этом отрывке? К какому
времени относится событие?
Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные
действия явились следствием того, что у указанных товарищей нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с Ленинградской организацией, охаивании ЦК ВКП(б)… и попытках таким образом отдалить Ленинградскую от ВКП (б)…
А) «дело врачей» 1) 1953г.
Б) «ленинградское дело» 2) 1949г.
В) «мингрельское дело» 3) 1945г.
Слайд 194. Выделите события, произошедшие в 1945-1953 гг.
А) переименование ВКП (б)
в КПСС;
Б) начало коллективизации;
В) начало индустриализации;
Г) борьба с «бандеровцами» на
Украине;
Д) «оттепель» в духовной жизни;
Е) репрессии против советских полководцев.
Слайд 20Какие эмоции вы испытали на уроке?
Что вызвало особое затруднение?