Разделы презентаций


Православие на Кольском полуострове

Содержание

Утверждение православия на Кольском Севере (XVI—XVIII вв.) Вместе с русскими на Кольский Север приходит православие, его распространение ограничивается лишь самими русскими поселенцами вплоть до начала XVI в., не затрагивая саамов. Первыми

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Православие на Кольском полуострове
Презентация подготовлена
учеником 9 «А» класса
школы №5
Ивиным Владиславом

Православие на Кольском полуостровеПрезентация подготовленаучеником 9 «А» классашколы №5Ивиным Владиславом

Слайд 2Утверждение православия на Кольском Севере (XVI—XVIII вв.)
Вместе с русскими на

Кольский Север приходит православие, его распространение ограничивается лишь самими русскими

поселенцами вплоть до начала XVI в., не затрагивая саамов.
Первыми в 1526 приняли православие лопари, жившие в низовьях р. Нивы по соседству с русскими солеварнями на р. Канде, вслед за ними в 1532 — лопари, расселявшиеся по рекам Кола, Тулома, Печенга. Крещение лопарей способствовало закреплению Мурмана за Российским государством: лопари Кольского полуострова признали себя людьми "русской веры", называя своим государем московского царя.
После принятия православия часть земель Кольского полуострова разными путями перешла во владение монастырей и служителей церкви. Так, в 1581 Иван IV закрепил "крещеных лопарей русской веры" Мотовского и Печенгского погостов за Трифоно-Печенгским монастырем. В XVII в. духовные вотчины появились и на востоке полуострова. Содержание церквей легло на крещеных лопарей.

Утверждение православия на Кольском Севере (XVI—XVIII вв.) Вместе с русскими на Кольский Север приходит православие, его распространение

Слайд 3Поселившиеся на Терском берегу православные русские нуждались в исполнении религиозных

обрядов, поэтому на Кольском п-ове начинается строительство церквей. Первой в

1491 Соловецким монастырем была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в с. Варзуга, а затем церковь Вознесения Христова на р. Умба, в урочище Погост. Соответственно и первыми православными приходами на Кольском п-ове стали Варзужский и Умбский.
В 1563 в Варзуге было уже 3 церкви: Николы Чудотворца, Апостолов Петра и Павла и Успения Пречистой Богородицы, позднее были построены еще две: Афанасьевская и Зосимо-Савватьевская. В XVI в. В селе Ковда была построена шатровая церковь Николая Чудотворца (в 1705 заменена новой, сохранившейся до наших дней).

Поселившиеся на Терском берегу православные русские нуждались в исполнении религиозных обрядов, поэтому на Кольском п-ове начинается строительство

Слайд 4Варзуга. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского
С. Ковда. Церковь Николая Чудотворца

Варзуга. Церковь Афанасия, патриарха АлександрийскогоС. Ковда. Церковь Николая Чудотворца

Слайд 5Сначала, как правило на побережье, строили небольшие часовни, в которых

в определенные дни года священники вели богослужения, крестили младенцев, венчали

и т.д. Когда часовня приходила в негодность либо у жителей появлялись деньги, ее заменяли церковью. Первый храм близ устья р. Колы — церковь Благовещения святой Богородицы, предназначавшаяся для кильдинских и нотозерских лопарей, которая была построена по русской летописи в 1532, по норвежским данным — в 1529. Сведений о служителях первых кольских храмов не сохранилось, кроме предания о кольском священнике Варлааме Керетском, позднее признанным святым.
В 1608 в г. Кола существовало 4 храма:
- "церковь с трапезою Никола чудотворец, древяная, теплая, да церковь страстотерпца Христова Георгия, древяная, студеная, верх шатровой" в Кольском остроге;
- церковь Святых апостолов Петра и Павла, теплая, с трапезою, "строение Петровского монастыря игумена Гедеона с братьею";
- церковь "Успения Пречистыя Богородицы" с трапезою, поставленную ново, верх шатровой... колокольница и колокола, строение монастырское на острове".
Сначала, как правило на побережье, строили небольшие часовни, в которых в определенные дни года священники вели богослужения,

Слайд 6Кола. Храм Благовещения Богородицы
Кола. Церковь Варлаама Керетского

Кола. Храм Благовещения БогородицыКола. Церковь Варлаама Керетского

Слайд 7В 1533 были основаны монастыри с приписанными к ним церквями

в Кандалакше (Рождества Богородицы Пречистинская) и на р. Печенге (Троицкая

церковь). В 1565 Трифон построил Борисоглебскую церковь на р. Паз, а примерно в 1570 соловецкий монах Фео-гност — церковь Святым апостолам Петру и Павлу в устье р. Поной. Это были самые первые храмы в землях крещеных лопарей.
К концу XVII в. на Кольском Севере действовало уже 13 церквей. До 1682 Кольский уезд входил в состав Новгородской епархии, затем Холмогорской (Архангельской) епархии.
В 1533 были основаны монастыри с приписанными к ним церквями в Кандалакше (Рождества Богородицы Пречистинская) и на

Слайд 8Церковь святых Бориса и Глеба на Мурманском берегу
Внутренне убранство церкви

святых Бориса и Глеба на Мурманском берегу

Церковь святых Бориса и Глеба на Мурманском берегуВнутренне убранство церкви святых Бориса и Глеба на Мурманском берегу

Слайд 9Наряду с приходскими храмами возникали и развивались монастыри, которые были

крупными собственниками земель, промысловых угодий, сенокосов, солеварен и водяных мельниц.

Они вели торговлю рыбой, солью, пушниной как внутри страны, так и с иноземными купцами. Кроме местных монастырей — Кандалакшского, Печенгского и Кольского (Петровского) — свои подворья и вотчины имели Соловецкий, Кирило-Белозерский, Антониево-Сийский, Троице-Сергиев, а с XVII в. — Новоспасский, Крестный и Воскресенский монастыри. Однако когда в 1764 церковные вотчины ликвидировались, владений собственных монастырей на полуострове почти не осталось: Печенгский монастырь был разгромлен во время шведских нападений в 1589, а Кольский и Кандалакшский после опустошительных пожаров XVII в. так и не смогли восстановить свое прежнее положение.
Наряду с приходскими храмами возникали и развивались монастыри, которые были крупными собственниками земель, промысловых угодий, сенокосов, солеварен

Слайд 10После раскола православной церкви на Кольской земле появились и старообрядцы,

как правило, в качестве ссыльных. Их приговорили к сожжению, однако

большинство арестованных бежало. Из-за преследований старообрядцев многие исповедовали "старую веру" тайно. Так, на Терском берегу в деревне Порья Губа, например, существовало мольбище (или скит), в котором находилась почитаемая местным населением старообрядческая икона Николая Чудотворца, на поклон к ней ездили стрельцы-раскольники и некоторые лопари.
В целом, старообрядчество на Кольском Севере не получило широкого распространения. По официальной статистике, в уезде числилось не более 2—3 раскольников. Однако многие поморы, считая себя правоверными, посещая церковь и исповедуясь у священников, частично придерживались древнего благочестия вплоть до XX в.
После раскола православной церкви на Кольской земле появились и старообрядцы, как правило, в качестве ссыльных. Их приговорили

Слайд 11В настоящее время на Кольском полуострове более 60 храмов и

часовен, большинство из которых было построено или восстановлено в годы

возрождения церкви после распада Советского Союза. Самые прекрасные по своей архитектуре храмы Кольской земли находятся в: городе Мончегорске - Свято-Вознесенский Кафедральный собор,
В настоящее время на Кольском полуострове более 60 храмов и часовен, большинство из которых было построено или

Слайд 12в селе Варзуга - Успенский собор 1674 года постройки,

в селе Варзуга - Успенский собор  1674 года постройки,

Слайд 13в Оленегорске - Храм преподобного Дмитрия Прилуцкого, реконструированный в начале

1990-х годов,

в Оленегорске - Храм преподобного Дмитрия Прилуцкого, реконструированный в начале 1990-х годов,

Слайд 14в городе Мурманске - Морской православный храм Спас-на-водах 2002 года

постройки,

в городе Мурманске - Морской православный храм  Спас-на-водах 2002 года постройки,

Слайд 15и Свято-Никольский кафедральный собор, который был освящён 19 октября 1986

года.

и Свято-Никольский кафедральный собор, который был освящён 19 октября 1986 года.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика