Слайд 1МОУ «Средняя общеобразовательная школа10 »
Отмена крепостного права в России. Судьба
русского крестьянина
@
Антонова С. Ю.
Слайд 2Цель: сформулировать представление о сущности реформы 19 февраля 1861 года
в России.
Задачи:
Уяснить основные положения реформы, ее значение для развития страны.
Провести исторический анализ литературных произведений.
Акцентировать внимание на положении третьего сословия в России.
Дать историческую оценку отмены крепостного права.
Слайд 3Как изменилось положение русского крестьянина в пореформенной России?
Слайд 4А.Н.Некрасов
НАРОД ОСВОБОЖДЕН.
А СЧАСТЛИВ ЛИ НАРОД?
Слайд 5Правила «Мозгового штурма»
Никого не прерывать. Не выражать никакой негативной
оценки. Принимается каждая идея.
Количество, а не качество: чем больше идей,
тем лучше. Качество - вторичный продукт количества.
Развитие идеи, высказанной кем-то другим. Используйте чужие предложения. Это помогает работать как команда.
Поощряйте крайние идеи. Часто большое решение имеет своим истоком новый творческий подход к проблеме.
Записывайте каждую идею. Запишите ключевое слово или фразу каждой идеи, которая была предложена, так , чтобы все их могли видеть.
Установите лимит времени. Это освобождает от тенденции стремиться отыскать бесспорное решение прежде , чем закончите работу.
Слайд 6Царский Манифест.
Манифест 19 февраля 1861 года
«О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ
ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ»
Слайд 7Вникая в положение званий и состояний в составе государства,
мы усмотрели,
что государственное законодательство, деятельно
благоустроя высшие и средние сословия, определяя их
обязанности,
права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в
отношении к людям крепостным, так названным потому, что они
частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены
под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность
устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и
не определены с точностью законом, место которого заступали
предание, обычай и добрая воля помещика.
Слайд 8Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец 27
всероссийский,
царь польский, великий князь финляндский, и
прочая, и прочая, и
прочая. Объявляем всем нашим верноподданным.
Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв
призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие
сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею
царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого
звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту
Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от
проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле
борозду сохою или плугом.
Слайд 9Причины отмены крепостного права.
Военно-техническая отсталость России, что показала Крымская война.
Кризис
феодально-крепостнической системы хозяйствования.
Рост крестьянских восстаний, возможность новой «пугачевщины» в России.
Слайд 10
Крепостное право(крепостничество)-форма феодальной зависимости крестьян от помещиков, прикрепление к земле
и личное подчинение феодалу.
Слайд 11Основные понятия:
временнообязанные
выкупные платежи
мировые посредники
отрезки
уставные грамоты
община
Слайд 12Персоналии
Я.И.Ростовцев Н.А.Милютин
АлександрII ,,,,,,,,,,,,
Слайд 13Три возможных варианта?
Освобождение крестьян без земли.
Освобождение с землей без всякого
выкупа.
Освобождение с землей за определенный выкуп.
Слайд 14Выкупные платежи.
Плата крестьян государству за землю, полученную в собственность в
течение 49 лет.
1907 год – отмена выкупных платежей.
Слайд 15Временнообязанное состояние крестьян
характеризуется выполнением феодальных повинностей ( барщины и оброка)
за пользование землей до ее выкупа( отменено в 1881 году).
Слайд 16Выкупная операция:
20%- выплачивается крестьянами;
80%-государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течение
49 лет.
Слайд 17Решение аграрной стороны крестьянского вопроса.
Слайд 18Гражданские права
производить сделки с движимым имуществом(покупка, продажа и т.п.);
открывать торговые
и промышленные предприятия;
выступать в суде от своего имени;
не могут подвергаться
телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;
переходить в другие сословия.
Слайд 19Феодально-крепостнические пережитки.
Слайд 22А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»:
Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по
барину,
Другим по мужику!..
Вопрос:
Можно ли сказать, что отмена крепостного права в
России - это единовременный акт?
Слайд 23Вывод.
«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех
выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который
должен был перевернуть всю русскую историю — Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…
Слайд 24Историческое значение.
Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом
компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были
максимально учтены, но иного пути освобождения крестьян, вероятно, не было. Компромиссный характер реформы уже заключал в себе будущие противоречия и конфликты. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя в некоторых регионах они все-таки имели место. Самые значительные из них — восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.
И все же освобождение с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян было уникальным событием в российской, да и мировой истории. Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» уничтожали прежнюю систему экономического произвола и открывали перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений и дальнейшего развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям, которые должны были ввести в стране новые формы самоуправления и суда, подтолкнуть к развитию просвещения.