Слайд 1Художественная культура во времена Петра 1.
Немтина Софья 8 «Б»
Слайд 2Культура.
При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной
жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила
активную поддержку со стороны государства. Однако в целом все эти преобразования и нововведения носили переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.
Слайд 3Музыка.
В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это
было начало появления в России светской музыки.
Многоголосное пение находилось в
расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы.
В Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность.
Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант - трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победах царского войска. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией. Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".
В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.
Слайд 4Живопись.
В начале XVIII в. в России работало много иностранных живописцев,
среди которых наиболее известны И.- Г. Таннауэр и Л. Каравакк.
И.-
Г. Таннауэр
Слайд 5Новым явлением в изобразительном искусстве стала гравюра, широко распространившаяся ввиду сравнительно недорогого способа производства.
Изготовление гравюр поощрялось правительством. В гравюре утверждалось новое, светское содержание
искусства, она становилась непременным элементом учебной литературы, газет, календарей. Вместе с тем в ней сохранялись изобразительные приемы "народных картинок", лубка.
Гравюра.
Слайд 6Гравюра.
Художников привлекали, как правило, современные события: военные баталии, торжественные
смотры войск, виды новой столицы.
Слайд 7Портрет.
В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета.
Портрет - ведущий жанр в
русском изобразительном искусстве на протяжении всего XVIII столетия, и появление
его было "одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи" (по словам И.Э.Грабаря).
Слайд 8Портрет
Развитие портретного жанра в петровское время связано с общими идейно-художественными
процессами в культуре. Вместе с тем в портрете продолжалась традиция
древнерусского искусства с его высоким гуманизмом и нравственностью.
Слайд 9АРХИТЕКТУРА.
Первая четверть XVIII в. связана с большими успехами в развитии изобразительного искусства
и архитектуры . В строительстве Петербурга, столицы России с 1712 г.,
нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры нового времени.
Слайд 10Массы крестьян из центральных уездов (большое число квалифицированных русских мастеров)
возводили новую столицу. В 1714 г. Петр I запретил каменное
строительство по всей России, кроме Петербурга. Для строительства города были приглашены иностранные архитекторы - Ж.Леблон, Д.Трезини, Ф.Б.Растрелли; после 1724 г. в нем стали участвовать и русские архитекторы - И.К.Коробов, М.Г.Земцов.
Слайд 11Предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских
ансамблей с системой улиц, кварталов, площадей. Строительством Петербурга, начавшимся с
1703 г., занималась "Канцелярия от строений", созданная для этой цели.
Слайд 12В России начала XVIII в. возникали и другие новые города
-Азов, Таганрог. Произошли изменения в застройке старых городов, в которых
находили отражение новые веяния в быту, укладе жизни. Возводилось много светских зданий, некоторые - специального назначения. Например, в Москве на Красной площади для театральных представлений была построена "Комедийная хоромина"; строились помещения для мануфактур.
Слайд 13Памятники архитектуры петровского времени (Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий Д.Трезини
в Петербурге, Меншикова башня И.П.Зарудного в Москве и др.) составляют
важную часть нашего культурного наследия.
Слайд 14В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось,
появлялся новый герой.
Начало XVIII в. было временем расцвета повести ("гистории").
Широко известна "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", в которой отразились идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.
Слайд 15Литература.
Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного
языка. Введение гражданской азбуки в известной мере обособило сферы светской
и церковной книжности и способствовало укреплению делового языка, который в это время "выступил в роли средней нормы литературности" (В.В.Виноградов). Однако для литературы петровской эпохи характерна большая языковая пестрота. Продолжал широко использоваться церковнославянский язык, кириллицей печатались и светские издания, в частности некоторые учебники. Наряду со старославянизмами, исконно русскими речевыми оборотами и выражениями стали применяться иностранные слова, многие из которых сохранились в системе современного русского языка ("гавань", "рейд", "каюта" и др.).
Слайд 16Среди писателей и публицистов начала XVIII в. выделяется фигура Ф.
Прокоповича, труды которого заложили основы теории литературы нового времени, художественно-эстетических
принципов раннего классицизма (трактат "О поэтическом искусстве", "Риторика"). Впервые обратившись в трагикомедии "Владимир" к сюжету из отечественной истории (принятие христианства на Руси), он положил начало национально-исторической проблематике в русской драматургии. Из-за резкой антиклерикальной направленности эта пьеса не публиковалась до 70-х годов XIX в.