Владивосток 2015 год
«Архитектура Древнего Рима».
Пархоменко Лариса Николаевна.
Учитель истории и МХК
Слайд 2Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I
вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже
в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы.
Слайд 3Архитектура Древнего Рима является логическим продолжением архитектуры Древних греков. Первые
крупные постройки в Риме производились в этрусском (или тосканском) стиле.
Римская архитектура с самого начала усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, т. е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с
одного устоя на другой.
Употребление этой архитектурной формы дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Для поддержки тяжелых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, римляне заменили их массивными стенами и пилястрами, а колонна получает декоративное значение.
Слайд 4Что касается до стиля колонн, то римляне не изобрели ничего
своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили
и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось три ордена:
римско-дорический
римско-ионический
римско-коринфский
Слайд 5Строительство триумфальных арок и колонн имела прежде всего политическое значение.
30-метровую колонну Траяна (римский император из династии Антонинов, правивший в 98—117
годах и известный своими обширными завоеваниями)
украшал спиралевидный фриз длиной в 200м с изображением военных подвигов . В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
Слайд 6Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон
(от греч. Pentheion — место, посвященное всем богам). Огромный купол
и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Полусферический купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
Слайд 7Ротонда Пантеона, выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей
структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола
— символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.
Слайд 8Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся
с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к
ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями
Слайд 9С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский
дворец на Палатине, состоящий из дворца для парадных приемов и
жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение — тронный зал — поражало своими размерами.
Слайд 10Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны
с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций.
Римские театры основывались на греческих традициях.
В римском театре, как и в греческом, пространство мест для зрителей и сцены находилось в зависимости от основного круга и вписанной фигуры. Одним их важных нововведений в римском театре была кровля, соединявшая здание сцены и места для зрителей в единое, цельное здание. Сценические костюмы в римском театре были, в общем, те же, что и в греческом. Занавес (аулеум) опускался перед началом игры под сцену и поднимался снова по окончании.
Посещение театра было бесплатное, одинаково свободное для мужчин и женщин, но не для рабов. С целью расположить к себе зрителей или удивить их роскошью и великолепием устроители игр в позднейшее время простирали свои заботы о публике до того, что усыпали театр цветами, кропили в нём ароматными жидкостями, украшали богато золотом.
Слайд 11Колизей (Коллосей) (75—80 гг.
н. э.)— крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для
боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в
главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. народу. Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению.
Слайд 12С XI века и до 1132 года он служил крепостью
для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и
власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.
Слайд 13Важное место в строительстве занимали крытые залы — базилики, служившие
для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в
плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства — нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.
Трехнефная базилика Константина
(312 г.) — одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа.
Слайд 14
В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были
устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях
Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания.
Слайд 15В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики
начали развиваться новые типы культовых зданий—базиликальные церкви. Христианская базилика получила
особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.
Базилика Санта Мария Маджоре
Церковь Санта Мария ин Трастевере
Слайд 16Список литературы.
http://www.mystic-chel.ru
http://yourwo.com
http://lifeglobe.net
https://ru.wikipedia.org
http://lifeglobe.net
http://arx.novosibdom.ru
https://yandex.ru/images