Слайд 1Буддийские праздники
Смирнова Н. М. -
учитель истории
Макарьевской
основной школы
Слайд 2Монастырь и контакт с сангхой играют важную роль в жизни буддиста. Поэтому наиболее важные буддийские
праздники также проводятся в монастыре. Преподносится дана (пища и другие подношения) сангхе, слушается учения
дхармы, декламируются высказывания Будды, и практикуются индивидуальная медитация и созерцание. Эти праздники — единение в спокойной радости.
Слайд 3Существует три главных праздника, важных для любого Буддиста.
Весак, день Будды
День
Весака, совпадающий с полнолунием в лунном месяце Висакха (май), является самым священным днём
для всех Буддистов, т. к. это трижды благословенный день, отмеченный рождением, Просветлением и уходом Будды.
Слайд 4Будда был обыкновенным человеком, он не был богом, или сыном сверхъестественного существа. Что
же делает эту дату столь значимой? До его рождения никто не мог достичь Просветления. С его рождением
возникла возможность появления Будды в мире, это и делает данный факт выдающимся. С достижением Просветления путь для нас был подготовлен, путь, по которому может следовать каждый с той же освобождающей целью.
Слайд 5 Асалха, день Дхармы
После достижения Просветления Будда направился в Бенарес к пяти аскетам, с
которыми он ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме, чтобы они также смогли достичь Просветления. Это
было в лунный месяц Асалха (июль), в день полнолуния. Празднуя Асалху, мы осознаём факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведении в Движение Колеса Истины».
Слайд 6Также празднование Асалхи указывает на основание Сангхи. В тот день первые пять последователей стали
членами Сообщества простым фактом того, что следовали указаниям Будды.
Основание Сангхи означало
основание Трёх Драгоценностей: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрёл его плоды.
Слайд 7Также в день Асалхи начинается затворнический период, васо. Васо совпадает с началом сезона дождей в Азии, и
является периодом, в течение которого члены сангхи не странствуют, но остаются на одном месте, и это более приемлемо
для мирян.
Слайд 8Воздержание от пищи не является чем-то выполняемым время от времени, но оно является неотъемлемой частью практики. Вот почему устав
сангхи включает ежедневное воздержание от пищи, начиная с полудня и до восхода солнца (около шести часов
утра).
Слайд 9Также васо является периодом отдыха, потому что, в отличие от других месяцев года, в
этот период не странствуют. Не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в
лесу), то для интенсивной медитации.
Слайд 10 Катхина, день Сангхи
Катхина празднуется в день полнолуния в одноимённый месяц (октябрь) и завершает период васо. По
этому случаю миряне преподносят монахам, о которых они заботились в течение последних трёх месяцев, особое
одеяние (катхина-чивара).Это одеяние даруется сангхой выдающемуся бхикху, чьё имя называется во время празднования Катхина. В этот день миряне могут вновь проявить свою щедрость и свою благодарность за учение, полученное от Сангхи, в виде даяний, перед тем как те опять отправятся в путь. Эта дана известна и по сей день как катхина-дана.
Слайд 11Карма и перерождение
Карма или волевая активность является важным понятием в учениях Будды и
она означает закон Причины и Следствия. В этой жизни мы сталкиваемся с разными людьми. Один рождён в среде аристократов,
другой среди трущоб; один негодяй, другой благороден; один живёт долго, другой мало; кто-то подвержен болезням, другой обладает завидным здоровьем; есть обреченные неудачники, есть удивительные счастливчики.
Слайд 12Это не «божий промысел», а результат своих собственных предыдущих действий. Каждый сам
создает свои условия. Вот почему Закон кармы не является законом наказания и вознаграждения, но исключительно законом причины и
следствия, действия и реакции на это действие.
Слайд 13Вот почему Будда указывает как бедным, так и богатым на то, что они
сами явились причиной своих условий, и то же самое происходит с ними в настоящее время. Вот
почему одобряются действия богатых, направленные на благотворительность и способствующие выходу бедных из их нищеты, и работа бедных с целью улучшить своё положение, а не пассивное прозябание в бедности.