Слайд 1История политической мысли Казахстана
Слайд 2“Жеті Жарғы” - важнейший документ политико – правовой мысли в
Казахском ханстве, история
принятия, основные идеи
В истории казахского права ханского
периода (XX – XIX вв.) известен только один законодательный памятник – “Жеті Жарғы” (“Семь Установлений”). Со ссылкой на кахахские предания творцом “Жеті Жарғы” принято называть хана Тауке. Он собрал для совета трех биев - Толе-бия из Улы Жуза, Казбек-бия из Орта Жуза, Айтеке-бия из Киши Жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения.
Слайд 3В “Уложении” хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные
условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и
правовые нормы, посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства. Совокупность этих условий и конфликтов, норм и обычаев, зафиксированная в “Жеті Жарғы” содержит нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, религии и др., охвытывая таким образом, разные стороны жизни казахского общества. Из его устава ясно, что основная направленность “Уложения” Тауке соблюдение привилегий казахской феодальной верхушки, защита собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии.
Слайд 4Судя по тому, что в составлении (или принятии) “Жеті Жарғы”
участвовали представители трех казахских жузов, можно заключить, что зафиксированная в
нем совокупность правовых норм территориально действовала не только в отдельных жузах, но и в пределах всего Казахского ханства.
Слайд 5Политологические идеи казахских просветителей
Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.)
Его
общественно – политические взгляды отражены в работах “Очерки Джунгарии”, “Записки
о судебной реформе”, “О мусульманстве в степи”.
Заботясь о судьбе своего народа, Ч. Валиханов отвечает на вопрос “Что делать?”, поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казахского народа - это путь просвещения на основе приобщения к русской культуре и науке. Он пишет, что не принадлежит к последователям той узкой теории народности, которые думают, что народность должна развиваться сама из себя. Однако, в “Записке о судебной реформе” Ч. Валиханов отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманское, китайское и русское. Он отстаивал светскую форму обучения и образования.
Слайд 6И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.)
Как учитель и затем инспектор
казахских
школ, И. Алтынсарин осуществлял
просвещение казахского народа на
казахском языке. Он писал,
что в
интересах развития казахской
народности и в целях развития
казахского народа следует обращаться к
опыту русских педагогов.
Ибрай Алтынсарин известен также своей
общественной деятельностью, которая
была направлена на борьбу с родовыми
распрями, взяточничеством.
Слайд 7
Абай (1845 – 1904 гг.)
Общественно – политические взгляды Абая отразились
в его поэзии, в “Назиданиях” и своде законоположений под названием
(Бий ережелері). Основным содержанием поэзии Абая является жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он осуждает и бичует пороки в жизни феодально – родовой и чиновничьей знати, призывает казахский народ к просвещению преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, к расцвету порока и безнравственности, к вражде между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определения модификации нравственно – правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.
Слайд 8Политические идеи деятелей партии “Алаш” (по программе партии)
Слайд 9
Поиск путей государственного развития республики вызвал интерес к идеям национально
– государственного строительства, которые нашли отражение во взглядах деятелей Алаш-Орды:
ученого и публициста А. Букейханова, писателя и публициста А. Байтурсынова, историка М. Тынышпаева. Они выступали за автономное государственное образование; за установление парламентско – президентской республики, гражданского равноправия всех народов, проживающих в Казахстане; за закрепление основ всеобщего избирательного права. Их идеи отражены в программе Алаш-Орды, где записано: “Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия – народная власть, федерация – союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономное и управляется само собой на одинаковых правах и интересах... автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями”.
Слайд 10Политическая система Казахстана уже в советский период отличалась от политической
системы в русских областях России (приближаясь к политической системе некоторых
национальных республик Российской федерации). Значительно большую роль в ней играли кланово-родственно-племенные связи, а факторы идеологии отступали на второй план. Поэтому и после обретения независимости идеологические расколы оказались менее значимыми и менее глубокими. Соответственно, в Казахстане не так четко просматривается роль политологов как творцов религиозных идеологий «спасения нации».
Слайд 11Политическая конкуренция и борьба за ресурсы в Казахстане после распада
СССР всегда были намного более скромными, чем в России. Поэтому
и использование политических технологий также носит намного меньшие масштабы. Несмотря на свою историческую связь с российской, казахстанская бюрократия все-таки имеет свои особенности, связанные с историей. Ей свойственно меньшее стремление вмешиваться в повседневную жизнь людей. Органической частью жизни казахов XVIII-XIX вв. исторически была большая по сравнению с Россией автономия и независимость различных сообществ по отношению к государству. Поэтому и стремление государства постоянно реформировать жизнь общества в Казахстане существенно меньше, чем в России.
Слайд 12Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев давно уже сломал всe привычные представления
и стереотипы об уровне политической мысли и политического руководства в
Средней Азии. Он известен как инициатор и активный участник миротворческих процессов, воплотившихся уже в Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Договор о коллективной безопасности, Таможенный союз, Шанхайский форум. В определенной степени он заслужил и международное доверие как возможный участник переговорных процессов в качестве посредника или гаранта. Так было, к примеру, во время процесса мирного урегулирования в Афганистане и других событий, которые, в частности, касались и федеральных проблем России. И, разумеется, то обстоятельство, что Казахстан, бывшая «лаборатория дружбы народов», уже много лет живет в полном мире и согласии, говорит само за себя и только подтверждает политическую продуктивность миротворческих усилий Нурсултана Назарбаева.
Слайд 13Ныне, в свете глобального кризиса, евразийская инициатива обретает новое поле
для приложения. Нурсултан Назарбаев предлагает мировому сообществу план радикального обновления.
Глубинные противоречия мировой валютно-финансовой системы ясно указывают нам и путь реформирования ее архитектуры. Базовые предложения президента в этом направлении поддерживают видные экономисты и финансисты как в нашей стране, так и в мире. В пользу единой мировой валюты высказывались принимавшие участие в форуме лауреаты Нобелевской премии по экономике Эдмунд Фелпс и Роберт Манделл.