Слайд 1Приход к власти В.В. Путина
МВСОУ «Центр образования»
Учитель истории Шило Н.А.
Слайд 2Президентская кампания — 2000 отличалась от кампании 1996 года.
А
чем?
использованием"неклассических" избирательных технологий
Слайд 3Ситуация в стране
Основным экономическим фоном стала борьба с последствиями кризиса
17 августа 1998 года
Массовая безработица
Авторитет центральной власти был крайне низок
Слайд 4Отставка Б. Ельцина 31 декабря 1999 года была оценена позитивно
почти 65% российских избирателей. 45% респондентов тот период отмечали, что
Б. Ельцин "не принес ничего хорошего". Кроме того, он был виновен в "общем экономическом кризисе в стране" (40% респондентов), увеличении безработицы (36%), ухудшении условий жизни (36%) и в провале действий власти в ходе первой чеченской войны (34%).
Слайд 5Нужен новый лидер!
Интересно, что к середине 1999 года необходимость появления
нового лидера осознавалась как и "сверху", так и "снизу", российскими
избирателями.
Слайд 6Так, 69,8% россиян выступают за пересмотр итогов приватизации, восстановление ведущего
положения государственного сектора.
72,9% — за расширение круга регулируемых цен
70,1%
— за восстановление элементов государственного планирования
54,3% — за запрещение свободной купли-продажи земли
67,1% — за усиление государственного контроля за предпринимательской деятельностью.
Лишь 1,7% поддерживает сохранение контроля над природными богатствами страны за теми, кто стал их официальным собственником в результате реформ последних лет.
Одновременно 51,5% россиян являются сторонниками сохранения свободного обмена рублей на валюту
Слайд 7Парадокс
состоял в том, что В. Путин выступал как преемник
Б. Ельцина, олицетворявшего прошлое. Таким образом, одной из задач стала
презентация образа В. Путина как "антиельцина", который бы являлся сторонником эволюционного развития страны в кризисном периоде.
Слайд 8
".
К лету 1999 года в российском политическом пространстве сформировались две
параллельные «партий власти»
Одна, сформированная вокруг Ю. Лужкова, впоследствии пошла на
выборы под маркой "Отечество — Вся Россия" (ОВР).
Слайд 9Основные ресурсы первой коалиции
Крупные медиа-холдинги — один, находящейся под контролем
правительства Москвы (ТВЦ), и другой, находящейся под контролем "Медиа-Моста" (прежде
всего, НТВ);
Слайд 10Фигура популярного политика — Е. Примакова;
Слайд 11Также:
Административные и имиджевые ресурсы 18-ти губернаторов, что позволяло считать ОВР
"партией власти";
Финансовые ресурсы бизнесменов, близких к лидерам ОВР.
Слайд 12Вторая «партия власти», - "кремлевская".Ее ресурсы:
Федеральные телеканалы, охватывающие 96%
российской телевизионной аудитории;
Недавно созданная партийная организация — "Единство";
Административные ресурсы губернаторов,
не примкнувших к ОВР;
Финансовые ресурсы "олигархов", близких к руководству страны
Слайд 13Основные политические игроки в "прокремлёвской коалиции»
Представители "Семьи президента" и имеющие
к ней отношение "олигархи", такие как Р. Абрамович и Б.
Березовский
Слайд 14"Питерская группа", ближайшее окружение В. Путина
К этой же группе можно
отнести А. Чубайса, как выходца из Санкт-Петербурга
Слайд 15Разнородная группа умеренно настроенных лидеров "левой" оппозиции, таких как А.
Подберезкин и А. Тулеев, многие региональные лидеры, по разным причинам
не примкнувшие к группе ОВР, умеренные национал-патриотические силы, в том числе, часть КПРФ.
Слайд 16Несмотря на лучшее финансовое обеспечение "прокремлёвской" команды, команда Лужкова—Примакова имела
более выигрышные стартовые позиции и крайне высокую степень доверия граждан
к одному из ее лидеров.
Слайд 17Здоров физически и психически, находится в расцвете сил и возможностей,
спортсмен
Порядочный и последовательный, хороший семьянин, любит животных (у него дома
есть собака, белый пудель). Умеет хорошо разбираться в людях. В целом сдержан и рассудителен, но может, сорвавшись, нагрубить. Не забывает старых друзей, не выскомерен, заботится о простых людях, солдатах.
Опыт эффективной организационной работы на посту вице-мэра Петербурга, намек на удачное "шпионское прошлое".
Патриот, всегда отвечает за ситуацию на подконтрольном ему участке деятельности. Решимость навести порядок в стране.
Чувство юмора, общая эрудированность, но без "зауми".
Имиджевые характеристики В. Путина
Слайд 18 уже к январю 2000 года, по данным ВЦОИМ, 56%
россиян были готовы голосовать на выборах президента за В. Путина.
А 74% — считали, что именно он станет следующим президентом страны
Слайд 19В итоге основной задачей штаба В. Путина стала игра на
повышение явки на выборы уже сагитированных избирателей
Усиленной трансляцией роликов ЦИК
"Как голосовать" и "Ваш голос — решающий»
"осторожное" информирование, о том, в какое количество бюджетных денег может обойтись проведение второго тура президентских выборов;
Слайд 22Программа Путина В.В.
формально программа Путина была предоставлена на суд избирателей
в кратком варианте — "Открытом письме избирателям", опубликованном 25 февраля
2000 года. В этой "программе" практически не оказалось ничего "разделяющего", вызывающего отторжение у идеологически значимых групп российского электората. Даже рыночная тематика наполнена не либеральной (или "антикомандной"), а государственнической риторикой
Кроме того, за 2 месяца до выборов вышла книга В. Путина "От первого лица", составленная из различных интервью будущего президента. В ней пункты "программы" В. Путина были выведены из его человеческих убеждений и принципов.
Слайд 23 Поскольку В. Путин на протяжении избирательной кампании являлся и.
о. президента России, оставаясь председателем правительства, освещение его деятельности как
государственного чиновника помогало ему занимать доминирующую позицию в общероссийском информационном пространстве
Слайд 24Доля времени на основных каналах российского телевидения кандидатов в президенты
Слайд 26Выводы:
Во-первых, государственные телеканалы, являясь ключевыми звеньями российской медиаполитической системы, занимались
не столько прямой рекламой В. Путина как кандидата на пост
президента, сколько конструировали новую политическую реальность, задавая общую повестку дня, и "логику выбора" кандидата
Слайд 27Во-вторых, выявилась тенденция "насыщения" общественного мнения однородной информацией, особенно в
стабильной социально-экономической ситуации. Иными словами, СМИ (действуя согласованно) могут эффективно
и быстро манипулировать массовым сознанием исключительно в критические периоды перелома или смены приоритетов общественного мнения
Слайд 28В-третьих, за время предвыборной кампании В. Путина медиаполитическая система показала
свои возможности как ключевого информационного ресурса его предвыборного штаба. Управляя
различными информационными потоками, медиаполитическая система показала свои возможности в управлении политическим поведением людей средствами убеждения.