Слайд 1
Применение типовых заданий по формированию универсальных учебных действий
на уроках истории
Подготовила:
учитель истории
Сергиенко Марина Владимировна
Слайд 2Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Слайд 3Универсальные учебные действия формируют следующие задания:
«умные" тесты
заполнение сравнительных таблиц,
логических схем;
задания, требующие использования информации одновременно из нескольких источников;
задания на
определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.
Слайд 4Среди основных видов УУД (универсальные учебные действия) можно выделить четыре
блока:
Личностный.
Коммуникативный.
Познавательный.
Регулятивный.
Слайд 5I. Личностные универсальные учебные действия :
направлены на осознание
жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах.
Применительно к учебной деятельности
выделяют три вида действий:
• личностное самоопределение
• действие смыслообразования
• действие нравственно-этической ориентации
Слайд 6Для формирования личностных УУД чаще всего использую такие задания:
•определите личность
по описанию;
•участие в проектах;
•работа с текстом (чтение с пометками, преобразование
текста в таблицу );
•игровые задания;
•творческие задания .
Слайд 8Задача учителя на уроках истории - максимально приблизить изучаемый материал
к реалиям современной жизни, показать, что ответы на злободневные вопросы
современности нужно искать в прошлом.
Слайд 9Блок «Духовно-нравственной ориентации
Слайд 10 Задание: «Актуальны ли моральные нормы 12 века сегодня?»
Учащиеся делятся
на группы и на основании документа В. Мономаха «Поучение детям» выделяют
моральные нормы 12 века и сравнивают с сегодняшним днем.
Слайд 11Задание « Галерея славных предков»
Цель: развитие способности
к осмыслению исторического опыта предшествующих поколений.
Описание задания:
Сделать фотовыставку выдающихся людей нашей страны, объяснить кого выбрали для выставки и почему?
Слайд 12Задание:«Последствия Великих географических открытий»
Цель: формирование действий
нравственно-этического оценивания.
Описание задания: Какие последствия Великих
географических открытий, на ваш взгляд, являлись положительными, а какие –отрицательными? Объясните свой выбор.
Слайд 13Задание: Ученики читают документ «Юности честное зерцало» и дают его
правилам современное толкование.
Затем отвечают на вопрос: Как вы полагаете,
можно ли рекомендовать эти правила поведения в современном обществе?
Слайд 14II. Коммуникативные универсальные учебные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,
слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,вести дискуссию.
Слайд 15Для формирования коммуникативных УУД чаще всего использую такие задания:
•игровые задания;
•групповая
работа по составлению кроссвордов,
•отзыв на работу товарища;
•создание проектов;
•задания на
диалоговое общение;
•компьютерная презентация.
Слайд 16Игра: “Три предложения”
учит выделять основную мысль.
Ученикам
необходимо выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями.
Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точнее передает содержание.
Слайд 17Игра «Новый учитель»
требует дополнительной подготовки избранного заранее ученика, который
вместо учителя объясняет часть материала на уроке. В конце четверти,
подводятся итоги и выбирается самый успешный учитель.
Слайд 18Задание «Отгадай, о ком говорим»
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается
придумать и создать общими усилиями характеристику исторической личности.
Слайд 19Задание «Журналист»:
Ученикам представляется возможность взять интервью у любой исторической личности.
Вопросы для интервью следует составлять с учетом образа жизни и
событий того времени, когда жил этот исторический персонаж.
Слайд 20
Задание «Кто прав?» :
Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).
Слайд 21III. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД обеспечивают возможность
управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Слайд 22Для формирования регулятивных УУД применяются такие виды заданий:
- терминологические диктанты
с взаимопроверкой или самопроверкой;
- задания с установлением причинно-следственных связей;
- диспут;
-
составление характеристики исторической личности по плану;
- задания на аналогии .
Слайд 23
Задания на формирование целеполагания
Учащимся предлагается правильно сформулировать цели урока?
Например: Кто такой Сперанский? Причины реформ? Содержание? Значение?( вместо вопросов-
Какие это были реформы? Зачем он их провел, для чего?)
Слайд 24Задание на осознание качества и уровня усвоения нового материала:
«Плюс – минус – интересно».
В графу «П» – «плюс»
записывается , что понравилось на уроке, «М» – «минус» , что не понравилось, «И» – «интересно» вопросы учителю .
Слайд 25Задание по самостоятельному планированию своей деятельности.
Цель: формирование умения планировать свою
деятельность, опираясь на изученный материал.
Представьте, что вы – восточный
славянин – земледелец. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.
Слайд 26Игра: “Реставрация или зашифрованное слово”
Для игры на доске или
на карточке пишется краткий конспект с сокращениями без точек и
пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст.
Слайд 27
IV. Познавательные универсальные учебные действия включают:
общеучебные, логические учебные действия,
а также постановку и решение проблемы.
Слайд 28Для формирования познавательных УУД используются такие задания:
•составление схем-опор;
•установи соответствие;
•заполни пропуски
в предложениях;
• реши тест;
•работа с картой;
•исторические загадки;
•работа с таблицами;
•составление развернутого
плана.
Слайд 29Игра «Лишнее звено»
Определить лишнее звено в цепочке
- Консул – народный
трибун – император – гладиатор
- Марс – Веста – Юпитер
– Зевс
- Папа Римский - рыцарь - епископ - аббат - священник - монах
Слайд 30Задание: Определи историческую личность»
1. Внук Ивана Калиты.
2. Высказал открытое
неподчинение Орде .
Под его руководством объединялись княжеские дружины и
ополчения большинства русских земель.
3. Одержал победу над иноплеменниками.
(Дмитрий Донской)
Слайд 31
Игра «Создай шараду»:
1 подсказка – земли, пожалованные за воинскую
службу.
2 подсказка- две последних буквы слова «отдал»
Общее -
владелец земельного участка в средневековье.. феодал
Слайд 32Традиционными приёмами работы с учебным текстом на уроках истории считаются
планы.
Простой план составляется на основе всех типов основного текста.
Его задача — помочь ученикам выделить в тексте главное.
Слайд 33Список используемых источников
1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения.
Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008.
2. Б.Н. Серов, Л.М. Гаркуша,
М.В. Лескинен. В помощь школьному учителю. История России с древнейших времён до конца XVI века// Издательство «ВАКО», 2012
3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
4.https://multiurok.ru/files/tipovyie-zadachi-po-formirovaniiu-univiersal-nykh-.html
5.https://infourok.ru/formirovanie-uud-na-urokah-istorii-itogovaya-rabota-1356790.html