Слайд 1Проблема адаптации пятиклассников к новым школьным предметам: истории и обществознанию.
Презентация
учителя истории и обществознания МОУ «Гимназия № 5» г.Саратова
Шестаковой А.В.
Слайд 2История?
Младший подростковый возраст — 10—11 лет.
В это время дети
в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают
их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки.
Слайд 3История!
На вопросы, различаются ли чем-нибудь и чем именно учеба в
V классе и в начальной школе, пятиклассники отвечают: «Раньше мы
просто читали рассказы о том, что было, а теперь учимся узнавать историю»
Слайд 4Основные задачи развития в этот период:
формирование умения учиться в средней
школе;
формирование представления о себе как об умелом человеке с большими
возможностями развития;
развитие учебной мотивации, интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование умения добиваться успеха правильно и относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование умения учиться в средней школе
Слайд 5 С чего начать учителю?
снизить уровень тревожности перед
незнакомыми обучающимися, сократить период привыкания к новому классу;
создать доброжелательную атмосферу,
в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
помочь быстрее узнать обучающихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Слайд 6 Как быть ученику?
снизить тревожность по отношению
к незнакомым учителям - предметникам, они не кусаются;
постараться адаптироваться к
их требованиям;
начать работать над самоорганизацией, самоконтролем;
принять новую позицию – ученика основной школы.
Слайд 7 Родительский контроль
постараться снять психологическое напряжение, вызванное
предстоящим учебным годом;
попытаться создать атмосферу сотрудничества;
договориться о способах взаимодействия
с учителями в течение года;
определить свои ожидания по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Слайд 8Задачи педагога для успешной адаптации пятиклассника.
1.Сделать естественный процесс адаптации более
интенсивным.
2. Создать методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию
школьников.
3. Использовать разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу.
4. Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьников как необходимое условие индивидуализации обучения.
5. Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьнику и учителю лучше понять друг друга.
6.Актуализировать мотивацию обучения, постоянно вырабатывать способность обучающегося, брать на себя ответственность за успешность своего обучения
Слайд 9История (продолжение)
Каждый год первый урок я начинаю со знакомства. Беседу
начинаю с истории родной гимназии. Затем слушаю рассказы ребят о
себе. Это сразу располагает детей к новому человеку.
Слайд 11Что такое исторический источник?
Слайд 12Памятка по работе с письменным источником
прочитай источник;
расскажи о том какая
тема в нём раскрывается;
подумай,о чём новом ты прочитал(а) в
этом источнике, чего нет в учебнике или этот текст повторяет информацию;
какие мысли вызывает данный текст;
какие выводы можно сделать.
Слайд 13Памятка по работе с контурной картой
для надписей и условных обозначений
используй только простой хорошо заточенный карандаш;
нельзя пользоваться фломастерами или гелевыми
авторучками;
выполняй только те задания,которые укажет учитель;
не копируй карту целиком, задания выполняй по мере их поступления;
к каждой карте должны быть условные обозначения;
цветовое оформление выполняется цветными карандашами, границы соблюдаются;
карта должна быть сдана в срок, который определил учитель;
время болезни не освобождает от выполнения заданий по контурной карте;
Слайд 14Применение новых ФГОС или старые методы?
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
освоение социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Слайд 15Применение новых ФГОС или старые методы?
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи;
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
Слайд 16устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, моде-
ли и схемы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Слайд 21Использованные материалы
http://nsportal.ru
http://festival.1september.ru
http://miapp.ru
http://nsportal.ru
http://www.school2100.ru