Слайд 1РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Слайд 2ЛЕВАНТСКАЯ ТОРГОВЛЯ ДО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Торговый караван в Средневековье
Во второй половине
VII в. наиболее промышленная часть Византийской империи попала в руки
арабов. Арабам и до Магомета не была чужда торговая деятельность. В первое время после принятия ислама эта деятельность сильно ослабела, но когда полудикие кочевники сделались обладателями цветущих провинций, когда при Аббасидах появилась невиданная дотоле роскошь, старые коммерческие инстинкты проснулись с новою силою. Аббасидские халифы энергично поддерживали торговлю, прокладывали дороги, поощряли купцов.
Слайд 3ТОРГОВЛЯ ЕВРОПЫ С ЛЕВАНТОМ ДО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Крупный торговый порт Италии
- г. Амальфи (картина немецкого художника Лео фон Кленце)
В северном
направлении торговля шла двумя путями: восточным, через арабов, и западным — через византийцев. Арабские купцы по Каспийскому морю доходили до устьев Волги и затем вверх по реке достигали столицы волжских болгар (Булгары, между Симбирском и Казанью). Болгары ко времени прибытия арабских купцов скопляли у себя меха, оплачивая их арабскими же деньгами. Скандинавские купцы частью сами появлялись на Волге, частью привозили свои товары (меха, перья, китовый ус, ворвань, вероятно — шерсть) в Новгород, где обменивали их на арабские деньги. Таким образом между отдаленным югом и крайним севером установились правильные сношения; юг почти исключительно покупал, ибо в его товарах полудикие северяне почти не нуждались.
Слайд 4ЕВРЕИ-КУПЦЫ ДО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Еврейские купцы продают золотой кубок, гравюра XIII
в.
Рассеянные по всему миру, евреи находились в условиях очень благоприятных
для развития крупных торговых сношений. Только им обязана Европа поддержкой торговых сношений между крайним Западом и крайним Востоком. Они в буквальном — по тогдашнему — смысле проходили мир из конца в конец. Пользовались они четырьмя путями. Первый сначала шел морем из какой-нибудь южнофранцузской или испанской гавани до Фарамы в Египте, потом по суше через Суэцкий перешеек до Колсума (Клисма), оттуда Красным морем вдоль западного берега Аравии в Индийский океан. Другой морем приводил к устьям Оронта в Малой Азии, оттуда шел сушей через Антиохию и Алеппо к Евфрату, по Тигру в Персидский залив и Индийский океан; из Индийского океана была открытая морская дорога в Китай.
Слайд 5ТОРГОВЛЯ В ЕВРОПЕ ДО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Евреи и в раннее средневековье
не были единственными купцами в Европе. Несмотря на покровительство, которым
они пользовались со стороны королевской власти, им трудно было конкурировать с христианскими купцами, в силу нетерпимости католического общества. Когда можно было купить у еврея или у своего, все предпочитали последнее.
Слайд 6РАСЦВЕТ ЛЕВАНТСКОЙ ТОРГОВЛИ
Торговый порт Италии - Генуя, гравюра 1493 г.
Эпоха
крестовых походов знаменует поворот в истории европейской торговли. Уже один
факт знакомства европейских рыцарей с роскошью Византии и Востока должен был значительно усилить спрос на восточные товары; кроме того, явилась возможность обходить Византию. Если раньше амальфитанские и венецианские купцы заезжали в сирийские портовые города, то это было исключением: обычными рынками были Византия и частью города сев. Африки.
Слайд 7ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТОРГОВЛИ
Ганзейский союз (Ганза), изображение 1497 г.
Открытие Европе Левантских
портов сейчас же отозвалось целым рядом серьезных последствий. Итальянцы переняли
у Востока секреты его производства; различные отрасли промышленности выросли в городах Апеннинского полустрова. Городские классы стали крепнуть и развиваться; мелкие феодалы, затруднявшие торговлю своими разбоями и бесчисленным количеством всевозможных пошлин, пришли в упадок; более крупные князья старались привлечь купцов в свои владения, оделяя их привилегиями, устраивая для них рынки и ярмарки; купцы организовались в гильдии, города — в союзы. Торговля притягивает к себе все больше и больше сил, как из аристократии, так и из вилланов, которым «городской воздух давал свободу».