Слайд 1Работа с документами и историческими источниками на уроках истории
Слайд 2Одним из способов построения урока
истории, который стимулировал бы
самостоятельную деятельность
учащихся, формировал
потребность в
знаниях, интерес к истории является
использование исторических
источников.
Слайд 3Данный метод получил название
лабораторного. Развивая интерес к истории,
лабораторный метод позволяет
индивидуализировать
преподавание с учетом
возраста и степени подготовленности
учащихся, их умственного развития; повысить
интенсивность
труда старшеклассников;
научить его анализировать материал и делать
самостоятельные выводы; формировать
историческое сознание. Основными способами
"учебного исследования" выступает
исторический анализ и критика источников.
Слайд 4Ведущей дидактической целью
практических занятий является
формирование практических умений.
Целесообразно использовать систему
заданий, ориентированных
на три уровня
познавательной деятельности:
воспроизводящий, преобразующий,
творческо-поисковый.
Слайд 5Источниками при изучении курса истории, помимо
учебника, могут выступать:
отрывки из произведений
историков, философов, ученых прошлого;
мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
газетная информация и публицистические материалы;
справочные, статистические материалы;
наглядные средства обучения.
Слайд 6Приёмы работы с историческим текстом
чтение и анализ;
выписки определений понятий,
основных положений, выделение главной идеи;
комментированное чтение;
коллективный разбор текста;
формулирование вопросов к тексту;
обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
анализ аргументации авторов;
нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
формулирование обобщенных выводов;
выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Слайд 7Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения:
1 уровень
– воспроизводящий.
Предполагает выписки основных понятий,
определений, выводов, ответы на
поставленные вопросы, требующие
уточнения
и пересказа текста; заполнение таблицы,
схемы по образцу в ходе коллективного
разбора документа, ориентированного на
понимание текста; составление простого плана
и т.д.
Слайд 82 уровень – преобразующий. Вопросы и
задания могут включать рассказ ученика
по
документу, сопровождающийся анализом
текста, выделением в нем основной идеи,
вывода, синтезом положений
источника с
другим теоретическим материалом
(самостоятельный отбор, группировка фактов,
идей и привлечение их учеником для раскрытия
изучаемой темы); составление развернутого
плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц,
схем; самостоятельную постановку вопросов к
документу; подготовку рефератов, докладов и
др.
Слайд 93 уровень – творческо-поисковый. На данном
уровне учащимся предлагаются
познавательные задания, требующие
осмысления и
сопоставления точек зрения мыслителей, положений
нескольких документов; выявления линий сравнения
изучаемых
явлений и составление сравнительных
таблиц, логических цепочек; применения
теоретических положений документа для
доказательства, аргументирования своей точки зрения,
обсуждения дискуссионных проблем; посильной
поисковой деятельности по сбору материала, его
анализу и систематизации по определенной теме,
подготовки творческих сочинений, эссе и др.
Слайд 10На уроках истории в старших классах
целесообразно использовать задания,
ориентированные на творческо-
поисковый
уровень познавательной
деятельности, на развитие у учащихся
умений анализировать, сопоставлять
тексты документов, высказывать
и
обосновывать собственные оценки и
суждения по рассматриваемой проблеме.
Слайд 11Работа с документом приближает
учеников к изучаемой эпохе, изучаемому
событию, создает особый
эмоциональный
фон восприятия. Сам
учебный процесс приобретает
исследовательский характер. Изменяется
и функциональная деятельность учителя:
он
выступает преимущественно как
организатор и руководитель
самостоятельной работы учащихся.
Слайд 12Разработку урока-практикума в 10 классе по теме: “Смутное время Российского
государства”.
Цели урока:
на основе анализа документального и учебного материала определить
причины, сущность и последствия Смутного времени;
знать отношение различных слоев к этому явлению;
выделять основные периоды Смуты;
учиться выявлять причинно-следственные связи;
развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал;
формировать умение рассматривать историческую проблему с различных позиций;
совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами;
выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Слайд 13Оборудование урока:
учебник – Сахаров
А.Н., Буганов В.И.
История России с
древнейших времен
до конца
XVII века;
рабочие листы с
документами,
вопросы
и задания к
документам.
Слайд 141. Вступительное слово
Тридцатилетие с конца XVI по начало XVII века
в
русской истории получило название Смута
или Смутное время. Этот термин,
предложенный еще
в XVII в. Г. Котошихиным,
был подхвачен исследователями, поскольку
очень точно давал представление о
происходивших в то время событиях: смена
царей, кровавые междоусобицы, острая
политическая и социальная борьба, иностранная
интервенция, народно-патриотические движения.
Слайд 15Историки о Смуте
Первые русские историки В.Н. Татищев,
М.М. Щербатов и Н.М.
Карамзин видели в
Смуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”,
“буйство народное”, “разврат
русских людей от черни
до вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”.
С.М. Соловьев полагал, что Смута была
решительным столкновением общественных
(земских) и “противуобщественных” (родовых) начал
русского общества.
Слайд 16В.Б. Кобрин определил Смутное время
как “сложнейшее переплетение
разнообразных противоречий – сословных
и
национальных, внутриклассовых и
межклассовых”. Нет единства и в вопросе о
причинах Смуты.
Современники рассматривали
Смуту так: “Смута – божья кара за
грешную жизнь”.
Слайд 17Задание учащимся
На основании приведенных
документов сформулировать и
обосновать собственное мнение о
причинах, сущности
и последствиях
Смутного времени”.
Слайд 18Вопросы и задания к документам
Сформулируйте определение Смуты (Смутного времени), перечислите
её причины.
Опишите положение в стране, которое привело к возможности появления
самозванцев.
Кто и почему поддержал Лжедмитрия в стране и за рубежом?
Можно ли считать Смуту специфическим российским явлением?
Как вы оцениваете последствия Смуты?
Слайд 19Список документов
Из грамоты II ополчения с призывом отстать от “воровства”.
1612 год.
Из повести “История о первом патриархе Иове”.
Из приговора нижегородцев
о создании II ополчения.
Слайд 20Исторические цитаты:
Н.М. Карамзин “История государства Российского”
В.Б. Кобрин “Смута”
Н.И. Костомаров “Смутное
время Московского государства”
И.Е. Забелин “Минин и Пожарский. Прямые и кривые
в Смутное время”
С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”.
Слайд 21Итоги урока
Учащиеся работают с источниками,
сопоставляют, анализируют позиции
различных авторов, выполняют задания,
делают
выводы на основе проделанной
работы и оформляют их в тетрадях.