Слайд 1Советская культура 1930-х гг.
МБОУ СОШ №12 г. Новосибирска
учитель ВВК
Стадничук Т.М.
Слайд 2Культурная революция СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества,
осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть
социалистического строительства, создание социалистической культуры». Термин введен
В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:
«Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы»
Слайд 3Значительное повышение по сравнению с дореволюционным
временем образовательного уровня народа, создание советской интеллигенции
Цели культурной революции
Насаждение безраздельного
господства
марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях
творческой деятельности – «революция в умах»
Создание «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовой культуры.
Слайд 4Развитие образования
1930/31 уч. год
обязательное начальное
обучение в объеме 4
классов
В 1937 г. обязательным
стало семилетнее обучение
В течение
1933-1937 гг.
в СССР открылось более
20 тыс. новых школ
Быстрыми темпами развивалась система высшего образования
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
Слайд 5Развитие образования
Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В
1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе
марксистско - ленинских оценок происходивших событий и явлений.
В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний.
Образование в СССР было не только сокращено до
минимально необходимого, но и крайне идеологизировано
Слайд 6Развитие образования
Рост грамотности
в стране вызвал
большой спрос на
литературу
Тираж
книг
в 1937 г.
достиг 677,8 млн.
экземпляров
К концу 30-х
гг.
число библиотек
превысило 90 тыс.
Книги выходили на 110 языках народов Союза
В 1940 г. грамоте обучено 90% городского населения и 77% сельского.
Более 40 народов СССР получили собственную письменность.
Слайд 7Развитие науки
«Все науки носят политический характер…»
И.В. Сталин
Большое значение придавалось
деятельности Российской Академии наук;
были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук,
горючих ископаемых, физических проблем, машиноведения и др.;
С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках .
К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников.
Слайд 8Развитие науки
Академик
С.В. Лебедев Массовое производство синтетического каучука
Труды
А.Ф. Иоффе
заложили основы
современной физики полупроводников.
И.Д. Папанин,
Э.Т. Кренкель,
Е.А. Федоров
и П.П. Ширшов
1937 год
Высадка в Арктике
Слайд 9Развитие науки
С.И. Вавилов
научной школы физической оптики и основоположник нелинейной оптики
в СССР.
И.В. Курчатов
Основатель и первый директор Института атомной энергии, «отец»
советской атомной бомбы.
Л.И. Мандельштам
Один из создателей нелинейной теории колебаний
Слайд 10Развитие науки
Несогласных с «партийной линией», ученых травили в печати, арестовывали
Группа
биологов и философов во главе с
Т.Д. Лысенко выступила против
генетики, объявив
ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских
генетиков были свернуты, впоследствии многие
из них были репрессированы, в том числе и Н.И. Вавилов
Слайд 11Развитие науки
Сталин выбирал из русского
прошлого то, что
ему было
нужно: героев,
черты
характера, врагов и друзей
государства -
Иван Грозный, Петр I, Александр
Невский
Появилась новая отрасль
исторической науки
история партии.
В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который
Сталин не только очень тщательно отредактировал,
но и написал для него один из параграфов.
Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа
Слайд 12Развитие науки
И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и
искажена
в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово,
каждое его
положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.
Слайд 13Советское искусство
Социалистический реализм, соцреализм
— основной художественный метод, использовавшийся в
искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и
пропагандой
Официально одобрен
с 1932 года партийными
органами в литературе
и искусстве.
Мастера искусства обязаны
были отображать советскую
жизнь не такой, какой она
была в действительности, а
такой, какой она должна быть
в обещанном социализме
Слайд 14Советский кинематограф
«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас
являются кино…»
В.И. Ленин
Слайд 15Советский кинематограф
«Путёвка в жизнь» - советский
художественный фильм,
драматическая история
о
перевоспитании подростков
в трудовой коммуне. Первый советский звуковой
фильм. Премьера
фильма
состоялась 1 июня 1931 г.
Слайд 16Советский кинематограф
В этот же период закладываются
традиции советского детского и
юношеского кинематографа.
Появляются киноверсии
известных произведений
В. Катаева («Белеет парус
одинокий»),
А. Гайдара («Тимур и его команда»),
А. Толстого («Золотой ключик») и др.
Слайд 17Советский кинематограф
Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались
музыкальные кинокомедии
Г.В. Александрова, И.А. Пырьева
Слайд 18Советский кинематограф
Любимым жанром стали исторический картины. Они лучше, нежели любой
учебник, формировали нужные
вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического
состояния
общества.
Слайд 19Советский кинематограф
Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали
П. Алейников,
Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Ладынина, Н. Крючков, М. Жаров
и др.
Слайд 20Музыкальное искусство
Музыкальная жизнь страны связаны с именами С.С Прокофьева, Д.Д.
Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова, Д.Б. Кабалевского
Слайд 21Музыкальное искусство
Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру:
Квартет им.
Бетховена;
Большой государственный симфонический оркестр;
Оркестр Государственной филармонии
Слайд 22Музыкальное искусство
Набольшего расцвета достигло песенное искусство. Здесь творили талантливые композиторы
И.О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М.И. Блантер, братья Покрасс и
др.
Их произведения оказывали огромное влияние на современников
Слайд 23Изобразительное искусство
Верность социалистическому реализму должны были
демонстрировать и мастера изобразительного
искусства
Ю.И. Пименов «Новая Москва»
1937 г.
Б.В. Иогансон
«Допрос коммуниста»
1933 г.
А.А. Дейнека
«Герои
первой пятилетки»
1936 г.
Слайд 24Архитектура
Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к
традициям неоклассицизма
Дом Совета Министров СССР
А.Я. Лангман 1934-1936 гг.
Мавзолей
В.И. Ленина
Академик В.А. Щусев 1930 г.
Жилой дом
на ул. Моховой
И.В. Жолтовский1934 г.
Слайд 25Скульптура
В 30-е гг. значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального
искусства.
И.Д. Шадра
«Булыжник – оружие пролетариата»
В. Мухина «Рабочий и
колхозница», «Крестьянка»
Слайд 26Литература
Несмотря на партийный диктат, советская литература была представлена талантливыми писателями
и значительными произведениями
М. Горький
«Жизнь Клима Самгина», пьесы «Егор Булычев и
другие», «Достигаев и другие»
А.Н. Толстой
Трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр I» и др.
М.А. Шолохов
Роман
«Тихий Дон»
Слайд 27Литература
Существовала прекрасная детская литература – книги К.И. Чуковского, С.Я. Маршака,
А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Л.А. Кассиля и др.
Слайд 28Театр
С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских
драматургов Н.Ф Погодина «Человек с ружьем», А.Е Корнейчука «Гибель эскадры»,
В.В Вишневского «Оптимистическая трагедия»
Лучшим советским театром был признан МХАТ
Слайд 29Советская культура 1930-х гг.
Развитие советской культуры в 30-е гг. имело
противоречивый характер.
Образование, наука, литература, художественная
культура
были взяты под
строгий партийный контроль,
испытывали идеологическое
давление.
Тем не менее советская культура имела большие достижения.
Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству через художественную самодеятельность.