Слайд 1К научно-практической конференции школьников 2010г. Проект:
«Сравнительная характеристика конституций РСФСР
(1918) и СССР (1924,1936)»
Учащихся 10 класса«Б»
Дмитрия Нанактаева
Виталия Землянского
Учитель Чернигина И.С.
Слайд 2План
1) Введение
2) Цели и задачи
3) Конституция 1918 г.
- Государственное
устройство по конституции 1918 г.
- Особенности конституции 1918 г.
4) Конституция
1924 г.
- Государственное устройство по конституции 1924 г.
- Особенности конституции 1924 г.
5) Конституция 1936 г.
- Государственное устройство по конституции 1936 г.
- Особенности конституции 1936 г.
6) Тенденции в изменении государственного устройства
7) Список использованной литературы
Слайд 3Введение
Развитие Конституционного права является важнейшим шагом на пути становления правового
государства. Конституции РСФСР и СССР позволяют проследить хронологию важнейших изменений
в политической структуре государства, устройстве общества, распределении властей.
Эффективный конституционный механизм защиты прав человека уже создан. Он есть, хотя действует не всегда в меру заключенных в нем больших возможностей. Причиной тому, является нежелание (и неумение) очень многих граждан самим активно осуществлять и защищать в рамках Конституции РФ свои права и свободы. Не секрет, что большинство граждан уповает на то, что их собственные права и свободы будут воплощаться в жизнь без их личных усилий, стараниями одних только госслужащих, сторонних чиновников.
В целях повышения уровня правовой грамотности следует знать какой путь был пройден в развитии российского конституционного права.
Слайд 4Цели и задачи
При создании этой презентации, мы ставили перед собой
цель найти закономерности в развитии конституционного права РСФСР и СССР
Нашей
задачей было изучить тексты трёх конституций и выделить основные изменения в них
Слайд 5Государственное устройство по конституции 1918 г.
Народные Комиссариаты:
По иностранным делам
По военным
делам
По морским делам
По внутренним делам
Юстиции
Попугаев
Труда
Соц. Обеспечения
Просвещения
Почты и телеграфов
По делам национальностей
По
финансовым делам
Путей сообщения
Земледелия
Торговли и промышленности
Продовольствия
Государственного контроля
Здравоохранения
Высший Совет Народного Хозяйства
Все вопросы общегосударственного значения, как-то:
-объявление войны и заключение мира
-изменение границ
-утверждение бюджета
-права амнистии
-сношения с иностранными государствами
и т.д.
находятся в ведении Всероссийского съезда Советов и ВЦИК`а
Слайд 61918
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших
органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать
декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма».
Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.
Комплекс провозглашенных конституционных прав граждан ставился в самую тесную связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только провозглашенным.
Слайд 7Государственное устройство по конституции 1924 г.
Слайд 81924
С изменением административно-территориального деления менялись и советские органы, также появилось
деление ЦИК на палаты.
Депутаты избирались населением прямым открытым голосованием на
избирательных собраниях из кандидатов коммунистов и беспартийных. Устанавливался перечень лиц лишенных избирательных прав, аналогичный Конституции РСФСР 1918 года \m/. Количество лишенных избирательных прав уменьшалось: в городах в 1923 году — 8,2%, в 1934 году — 2,4%.
Слайд 9Государственное устройство по конституции 1936 г.
Внутренних дел
Высшего и среднего специального
образования
Геологии
Заготовок
Связи
Культуры
Иностранных дел
Здравоохранения
Легкой промышленности
Лесной промышленности
Тяжелой Металлургии
Рыбного хозяйства и т.д.
Внешней торговли
Газовой промышленности
Авиационной
промышленности
Медицинской промышленности
Морского флота
Тяжелого транспортного машиностроения
Химической промышленности
Целлюлозно-бумажной промышленности
Электронной промышленности
Слайд 101936
Тенденции к эмансипации: Статья 135 закрепила, что выборы депутатов являются
всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от пола
имеют право участвовать в выборах. Депутатом также мог стать любой гражданин - независимо от принадлежности к полу.
Статья 137 закрепила, что «женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами».
Конституционное закрепление равенства, а именно право избирать и быть избранным было обеспечено в течение длительного времени специальными политическими установлениями Коммунистической партии СССР. Демократия по социалистически включала в себя, как необходимый элемент, представительство женщин во всех структурах власти.
Слайд 11Тенденции в изменении государственного устройства
Основные тенденции в развитии государственного устройства
РСФСР и СССР таковы:
Усложнение федеральной системы. Увеличение значения местной власти
в автономиях.
Изменения в структуре главного управляющего органа. Разделение на палаты которые совместно согласовывают законопроекты выдвинутые органами обладающими законодательной инициативой. Спорные вопросы решаются с помощью конфликтной комиссии.
В 1936 вводится постоянный орган государственной власти, Верховный Совет СССР, вместо собирающихся несколько раз в год Всероссийского Съезда Советов и Всесоюзного Съезда Советов.
Рост чиновничьего аппарата. Усиление бюрократизации власти.
В 1936 году вместо Комиссариатов вводятся Министерства, не обладающие коллегиями, которые могли бы оспаривать их решения. Также министерства делились на Общесоюзные и Союзно-республиканские, тогда как почти все Комиссариаты имели отделения в союзных республиках.
Также намечаются тенденции к эмансипации (особенно в конституции от 1936 г.)
Nuff said.
Слайд 12Список использованной литературы
Текст конституции РСФСР от 1918 г.
Текст конституции СССР
от 1924 г.
Текст конституции СССР от 1936 г.
«История Советской Конституции
в документах» 1957 г.
Липатов А.А., Савенков Н.Т., Студеникин С.С.
«Конституция России: природа, эволюция, современность» 1997 г. Авакьян С.А.
История национально-государственного строительства СССР 1917-1908 гг.