Слайд 1Тема урока:
«Средневековая литература и искусство»
История Средних веков, 6 класс
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Работаем по плану:
Рыцарская литература.
Городская литература.
Данте.
Архитектура.
Скульптура.
Живопись.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Рыцарская литература.
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла
                                                            
                                    
рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Рыцарская литература:
Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого,
                                                            
                                    
великодушного, справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость
                                    и привлекательность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Рыцарская литература:
В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне (
                                                            
                                    
« моей госпоже», в которой соединялись поклонение Богоматери и земной,
                                    прекрасной, живой женщине.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Рыцарская литература
В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались
                                                            
                                    
труверами или миннезингерами       (
                                    певцы любви) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Рыцарская литература:
В эти столетия появились стихотворные рыцарские романы и повести.
                                                            
                                    
Сначала это были обработки античных сказаний, а потом изображались легенды
                                    о короле Артуре, о Тристане и Изольде.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Городская литература
В XII веке начинается расцвет городской литературы. Горожане любили
                                                            
                                    
короткие рассказы, чаще всего в стихах или басни. Их героями
                                    были хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Городская литература
С городской литературой связаны стихи вагантов ( в переводе
                                                            
                                    с лат. – бродяги). Вагантами называли студентов и школяров, которые
                                    кочевали по городам в поисках новых преподавателей.
вагант
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10 Городская литература:
Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон;
                                                            
                                    
музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Данте:
. 
Его считают самым великим поэтом Средневековья. Родился во Флоренции
                                                            
                                    
в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а
                                    затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Данте:
В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии
                                                            
                                    
вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях
                                    Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь» 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Данте:
В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал
                                                            
                                    
«Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы.
                                    Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Данте:
В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище,
                                                            
                                    
а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов:
                                    чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Данте:
В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг
                                                            
                                    
и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких
                                    правителей, преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Архитектура:
Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими
                                                            
                                    башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки —
                                    на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. 
Романский стиль
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Архитектура:
Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех
                                                            
                                    
или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане
                                    романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершавшаяся пирамидой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Архитектура:
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения,
                                                            
                                    
залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями
                                    города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Архитектура:
Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки
                                                            
                                    
узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и
                                    на соединительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Архитектура:
Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и
                                                            
                                    
кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой
                                    арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — все создает впечатление стремительного порыва ввысь. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Живопись:
Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических
                                                            
                                    
соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи
                                    — картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Живопись:
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков
                                                            
                                    
отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка
                                    одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Живопись:
Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был
                                                            
                                    
выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург. Миниатюры календаря
                                    отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.