Слайд 2Вызовы XXI века.
На плечи В. В. Путина легла страна,
потерявшая за восемь лет революционных потрясений половину экономического потенциала и
только что пережившая страшный дефолт. Первые годы нового века обнажили многие застарелые проблемы отечественной экономики.
Слайд 3
СССР имел экономику в значительной степени зависимую от топливно-сырьевых отраслей,
со слабо развитым (по меркам развитых стран) обрабатывающим сектором и
еще менее развитым финансовым сектором.
Слайд 4
Кризис 1998 года положил конец экономике спада. С 1999 г. в
стране начался так называемый восстановительный рост экономики, который происходил во
многом за счет накопленного в прежние годы богатства: оно использовалась как ресурс, но не восполнялось.
Слайд 5
Восстановление дезорганизованных в условиях революционной трансформации хозяйственных связей и использование
доступных ресурсов дало возможность вновь задействовать имеющиеся производственные мощности. В
2000 г. ВВП России вырос на 9 %, промышленное производство на 11 %.
Слайд 6
Однако после резкого начального рывка темпы роста экономики в 2000–2002 гг.
постепенно начинают снижаться. Уже в 2002 году становится очевидным, что
ресурсы восстановительного роста в России заканчиваются. За 1998–2002 гг. численность занятых в российской экономике выросла на 8,9 млн. чел. — с 58,5 до 67,3 млн. чел.
Слайд 7
Дефицит квалифицированной рабочей силы привел к быстрому росту реальной заработной
платы, за 2000–2002 гг. она выросла в 1,7 раза. Поскольку источники
восстановительного роста были исчерпаны, перед страной встала новая проблема: как обеспечить быстрое экономическое развитие за пределами восстановительного периода, ориентируясь уже не на вовлечение старых производственных мощностей, а на создание новых, привлечение новой квалифицированной рабочей силы.
Слайд 8
Другая сторона проблемы заключалась в том, что Российская Федерация существенно
отставала от группы развитых стран с точки зрения основных характеристик
производства и инвестиций — производимой продукции в расчете на душу населения, качестве применяемых в производстве технологий и общей его эффективности, абсолютных показателях производительности труда и капитала.
Слайд 9
Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе, по итогам
2002 г. Россия была лишь на 64 месте в мире (из
80 стран), проигрывая таким государствам, как Болгария, Перу и Колумбия. Камнем преткновения для России, как и СССР, стала проблема, которую в научных кругах называют «нефтяным проклятием».
Слайд 10
С 1999 г. на мировом рынке стремительно растет цена на нефть.
Россия начинает наращивать ее экспорт, и вскоре превращается в самого
крупного поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике.
Слайд 11
Это одна из причин, в силу, которой, заявленные и начатые
реформы естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковской и правоохранительной систем,
способных создать благоприятный инвестиционный климат в стране потеряли темп.
Слайд 12
Не менее острый характер к началу нового века приобрели социальные
проблемы: теряющее конкурентоспособность в условиях постиндустриального мира образование, низкое качество
здравоохранения, архаичная система социальной защиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса (не более 20 % населения).
Слайд 13За первые четыре года, проведенные в Кремле, В. В. Путин
сделал многое, что не удалось его предшественнику Б. Н. Ельцину.
Политика второго российского Президента в эти годы была направлена на обеспечение модернизационного прорыва, необходимого для превращения России в процветающую экономически сильную и влиятельную страну. Для того чтобы хотя бы начать сокращение отставания от экономически развитых стран, Россия должна расти не менее чем на 8 % в год, а для этого исполнительная власть и бизнес должны были сконцентрироваться на создании капитальной базы экономики и промышленной политике в ее современных формах.
Слайд 14
Российское правительство начало проводить комплекс реформ, направленных на укрепление прав
собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество
и хозяйство. Были внесены позитивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство.
Слайд 15
Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был упорядочен и укреплен
частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и
коррупции. В условиях высоких цен на нефть российское правительство проводило в целом ответственную финансовую и денежную политику.
Слайд 16
В стране после революционных событий 1990-х гг. начался процесс постепенной
консолидации российского общества вокруг идеи укрепления демократической государственности.
Слайд 17
Была во многом восстановлена управляемость страны, повысилась согласованность деятельности различных
ветвей государственного управления. В России было восстановлено единое правовое пространство,
в основном приведены в соответствие с федеральными законами и Конституцией региональные правовые акты были.
Слайд 18
В ходе декабрьских выборов 2003 г. в новой Государственной думе оказались
представлены основные политические силы, за исключением оставшихся в меньшинстве либералов.
Слайд 19
Серьезно улучшилась ситуация в экономической сфере. В стране быстрыми темпами
укреплялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали
малые, средние и крупные фирмы, появились инициативные и успешные предприниматели и менеджеры.
Слайд 20
Развивались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные
коммерческие банки. В повседневную хозяйственную практику вошли такие понятия как
акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой были приняты сотни законов касающихся приватизации, налогообложения, банкротства.
Слайд 21
В целом период первого президентства Путина стал для России наиболее
успешным за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП
вырос на 38 %, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уровень инфляции снизился более чем в три раза. В 2003 сельскохозяйственном году Россия стал третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС.
Слайд 22
Главным внутриполитическим событием 2004 г. стали выборы Президента страны; особенностью этой
кампании было то, что имя победителя было известно задолго до
голосования. Не случайно КПРФ впервые на президентских выборах не выставила своего лидера Г. А. Зюганова.
Слайд 23
Преимущество В. В. Путина перед соперниками было безоговорочным, что и
показало голосование. 14 марта 2004 г. Путин победил уже в первом
туре, получив голосов на треть больше по сравнению с 2000 г.: 71,3 % против 52,94 %. Избрание Путина Президентом страны на новый срок обеспечило рост политической стабильности в обществе и позволило продолжить курс на модернизацию экономики, превращение России в благополучную страну, конкурентоспособную во всех областях жизни.
Слайд 24«От политики стабилизации — к политике развития»
Чтобы претворить в
жизнь эту стратегическую линию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии,
необходимо было закончить формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост, обеспечить благоприятные международные условия для внутреннего развития.
Слайд 25
Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы утечки мозгов и капиталов.
Огромный разрыв отделял Россию от развитых стран в области социальной
инфраструктуры: количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровне обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны детства.
Слайд 26
После избрания Путина на второй срок, власть должна была искать
новые варианты «выздоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности.
Президентом новому кабинету министров, который возглавил Михаил Ефимович Фрадков, была поставлена сложная задача удвоить к 2010 г. ВВП.
Слайд 27
Чтобы переломить негативную тенденцию в экономике и решить поставленную президентом
задачу, новый кабинет министров разработал стратегию реализации конкурентных преимуществ России
в области науки, образовании, высоких технологий. Еще одним новым направлением деятельности правительства стал отработка механизмов взаимного участия государства и бизнеса.
Слайд 28
Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых
доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению
Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян.
Слайд 29
В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин
определил в качестве главной политико-идеологической задачи развитие России как свободного
демократического государства. Для ее достижения президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению закона и повышению эффективности правосудия.
Слайд 30
Но, прежде всего, по опыту Норвегии и США правительство создало
так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за
баррель нефти (она называется ценой отсечения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он не только поглощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть.
Слайд 31
Определенный поворот в эти годы происходит и в социальной политике
государства. Еще в программе Г. Грефа впервые было прямо и
честно сказано: ресурсы и возможности государства не беспредельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять льготы одновременно 2/3 населения страны.
Слайд 32
Поэтому главным принципом новой социальной политики, проводимой Путиным, становится пересмотр
избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены.
Слайд 33
Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа, стала и самой болезненной,
поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурализации. Проведенная властями, без
должной подготовки она, вызвала в стране волну протестов. Но ее необходимость очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной экономике не только бессмысленны, но и вредны.
Слайд 34
Поскольку многие количественные задачи восстановления экономики ко времени второго президентства
В. В. Путина были решены, одним из главных направлений деятельности
правительства Фрадкова становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.
Слайд 35
В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО «ЕЭС» России удалось
убедить руководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных
средств в электроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принятому в этих целях инвестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2» акцент был сделан на развитии атомной энергетики.
Слайд 36
Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвращения контроля
над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Активные процессы протекали в
металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Сначала ведущие вертолетостроительные предприятия были консолидированы в подконтрольный «Рособоронэкспорту» «Оборонпром», а затем было положено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Слайд 37
За несколько лет в России был совершен настоящий прорыв: созданы
с финансированием из бюджета инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические
зоны, которые будут специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации.
Слайд 38Приоритетные национальные проекты.
В сентябре 2005 г. Президент В. В. Путин
с целью содействия развитию «новой» экономики и «нового» общества объявил
о необходимости сконцентрировать усилия государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве.
Слайд 39
Эти направления получили статус приоритетных национальных проектов (ПНП), развитие которых
Президент взял под личный контроль.
Слайд 40
По существу с принятием 4-х национальных проектов происходит решительный поворот
к социально ориентированной экономике. Выбор ПНЦ диктовался ограниченностью средств, недостаточных
для одновременного решения всех накопившихся проблем. С другой стороны все они напрямую обращены к человеку.
Слайд 41
Их непосредственная цель создать механизмы для активизации человеческого потенциала. Согласно
плану реализации проекта в аграрной сфере в 2006–2007 гг. должна быть
создана система земельно-ипотечного кредитования, которая позволит привлечь средства на длительный срок.
Слайд 42
Проект предполагает также выделение значительных ресурсов на развитие сельхозлизинга, с
тем, чтобы установить более льготные условия поставок сельхозтехники и племенного
скота. Выполнение этих и других мер намеченных по развитию аграрного сектора по прогнозам Департамента сельского хозяйства позволит увеличить производство сельхозпродукции ежегодно на 4 %.
Слайд 43
В президентском послании 2006 г. Путин прямо заявил о необходимости положить
в основу национальной стратегии России демографическую политику. Тогда же появился
и термин «материнский капитал», а вскоре начал действовать и закон, согласно которому женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка, будут выдаваться специальные сертификаты на сумму 250 тыс. рублей.
Слайд 44
Через год после старта 4-х национальных проектов стало ясно, что
экономика получила мощный толчок, особенно строительная отрасль. В 2006 г. прирост
сданных жилых метров составил 15 % — впервые за постсоветские годы. Однако и рост стоимости жилья также был беспрецедентным: в среднем по стране на треть, а в столице — на 60 %.
Слайд 45
Так что квартиры по-прежнему доступны лишь богатым гражданам. Поэтому в
своем последнем Послании–2007 г. В.В. Путин решительно потребовал развернуть жилищную программу
под нужды всех граждан, в том числе и низкообеспеченных.
Слайд 46
Даже поставленную в национальном проекте высокую планку — 80 млн кв.
метров жилья в год президент назвал недостаточной и выдвинул новые
ориентиры: 100–130 млн кв. метров или фактически по 1 кв. метру в год на человека. Именно такой показатель считается нормой для развитых европейских стран.
Слайд 47
В Послании–2007 Президент РФ предложил также «реанимировать» долгосрочную государственную программу
переселения людей из аварийного жилья, выделив на это дополнительно 150 млрд
рублей из бюджета.
Слайд 48
Развивая идеи, заложенные в национальных проектах, глава государства поддержал инициативу
объявления 2008 г. Годом семьи в России: «нам надо возвращать моду
на яркую, многодетную, счастливую семейную жизнь, без которой, как правило, невозможны ни крупные личности, ни крупные достижения». Путин предложил также переименовать создаваемый Фонд будущих поколений в Фонд национального благосостояния и использовать деньги из него на повышение качества жизни россиян.
Слайд 49
В президентском послании 2007 г. Путин уделил большое внимание вопросам стратегии
дальнейшего развития страны. За годы реформ власть неоднократно пыталась сформулировать
стратегические задачи развития экономической и социальной сфер. Однако в силу объективных и субъективных причин развитие страны по-прежнему носило инерционный характер.
Слайд 50
Власть вынуждена была, прежде всего, реагировать на возникающие угрозы развала
государства, экономики и социального взрыва. Весь текст Послания–2007 ориентирован на
укрепление державы, на переход от политики стабилизации к политике развития, которая должна быть реализована вне зависимости от личности президента, которого изберут в 2008 г.