Слайд 1Внутренняя и внешняя политика России при Павле I (1796-1801гг.)
Выполнила:
учитель истории, обществознания МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской
области» - Ковалькова Елена Николаевна
Слайд 2
Император Павел I – самый
таинственный российский
император.
Почему таинственный?
Да потому, что в исторической
науке за два столетия так
и
не сложилось единого взгляда
на его личность и
деятельность.
Слайд 3По сути, существуют две противоположные оценки деятельности царствования Павла Петровича:
Первая
– однозначно негативная. Деятельность Павла называют капризами сумасшедшего, которые привели
все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О.Ключевский, Н.К. Шильдер)
Слайд 4Вторая точка зрения – позитивная. Павел оценивается как царь-реформатор, имеющий
чёткую программу действий,
её целью была борьба
с надвигавшейся
революцией.
(Н.Я. Эйдельман)
Слайд 5Павел Петрович родился 20 сентября 1754 года и был единственным
сыном Петра III и Екатерины II.
Слайд 6Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая его появления на свет, поднесла
на золотом блюде матери новорожденного 100 тыс.рублей, а мальчика немедленно
взяла на свою половину и занялась его воспитание.
С родителями Павел общался не чаще одного-двух раз в неделю и, по сути толком их не знал (впрочем как и они его)
Слайд 7По отзывам современников, маленький
Павел был умным и
отзывчивым ребёнком,
быстро научился
читать и писать,
проявляя особые успехи
в математике.
Слайд 8В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет,
Елизавета Петровна назначила
Никиту Ивановича Панина,
сторонника просвещения и
абсолютной монархии,
воспитателем будущего
наследника престола.
Под воздействием этих идей
формировалось мировоззрение
юного Павла.
Слайд 9То, что произошло летом 1762 года, осталось в памяти Павла
на всю жизнь. 28 июля поднятый среди ночи, ничего не
понимающий, страшно испуганный мальчик был доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери – новой русской императрице Екатерине II. Позже Павел узнал, что мать взошла на престол свергнув его отца, а отец был убит. Образы. Связанные с этой кончиной, вызвали в нём преждевременное беспокойство, подозрительность и осознание своего унизительного, зависимого положения.
Слайд 10Среди воспитателей Павла был также Семён Порошин. Именно он разбудил
в
мальчике стремление
соответствовать образу
идеального рыцаря.
Слайд 11Православие преподавал выдающийся богослов архимандрит Платон,
воспитавший Павла глубоко
верующим
человеком.
Слайд 12Обучение Павла продолжалось до 19 лет, пока он не женился
на Августе – Вильгемине –Луизе Гессен – Дармштадской
(великая княгиня
Наталья Алексеевна).
Однако супруга Павла умерла
через три года вследствие
тяжёлых родов, умер и ребёнок.
Слайд 13Женитьба в то время означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина
отстранила наследника от государственных дел. Мало того, ему часто приходилось
сносить пренебрежительное отношение со стороны окружения императрицы.
Однако, как тонкий и искусный
политик Екатерина подыскала
сыну достойную
его партию в лице Софии Марии
Доротеи Августы Луизы
Вюртембергской,
получившей при переходе
в православие имя Мария Фёдоровна.
Слайд 14Брак оказался счастливым, но Екатерина нанесла вскоре сыну жестокий удар:
отобрала первенца Павла – Александра и стала его воспитывать сама.
Слайд 15Екатерина подарила Павлу Гатчину, и для него наступило тягостное время
– полная изоляция от государственных дел. Нетерпеливая жажда деятельности нашла
выход в создании в Гатчине своей армии, в которой процветали прусские порядки и муштра. Характер цесаревича портился. Он стал грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным. Менялось и мировоззрение Павла. Огромную роль в этом сыграла французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным. Одной из характерных черт Павла осталось стремление следовать идеалам средневекового рыцарства с его представлениями о храбрости, чести, служению государю.
Слайд 16В 1796 году отношения с матерью ухудшились до предела. Екатерина
решила оставить сына без престола и передать корону Александру, и
лишь смерть не позволила ей осуществить задуманное. В возрасте 42 лет Павел стал императором.
Слайд 171797 год – Закон о престолонаследии. Восстановление традиции наследования царской
власти по старшинству мужской линии.
Слайд 18Меры, принятые Павлом: по отношению к дворянству
Массовая раздача земель
в частное владение;
Возврат обязательной службы;
Введение специального налога на содержание губернской
администрации;
Учреждение «Банка вспомогательного для дворян»;
Ограничение прав дворянских собраний, запрет на участие в дворянских выборах и занятие выборных должностей не служащих дворян;
Ограничение права перехода с военной службы на гражданскую;
Пожалование княжеских и графских титулов;
Ограничение права дворян делать представления и жалобы Сенату и царю через своих депутатов;
Восстановление телесных наказаний за уголовные преступления.
Слайд 19Вопросы:
1. Некоторые современники называли мероприятия Павла по отношению к дворянству
«Разжалованной грамотой дворянства» . Почему?
2.Была ли политика Павла по отношению
к дворянству противоречивой? Докажите это.
Слайд 20По отношению к крестьянам:
Отмена назначенного Екатериной рекрутского набора;
Издание закона о
закреплении крестьян за частными владельцами в Области Войска Донского и
Новороссии;
Прощение крестьянам недоимки в подушном сборе;
Предписание о безропотном подчинении крестьян помещикам;
Запрещение продажи дворовых и безземельных крестьян;
Ограничение барщины тремя днями;
Разрешение крестьянам жаловаться на помещиков.
Наряду с вышеназванными мерами Павел практиковал широкую раздачу государственных земель дворянству (за 4 года его правления – 600 тыс. душ обоего пола)
Слайд 21Вопросы:
1.Каким было положение крестьян при Екатерине II?
2.Изменилось ли это
положение при Павле? Каким образом?
Слайд 22По изменению системы местного самоуправления:
Закрытие городских дум;
Объединение уголовных и гражданских
судов;
Уменьшение числа губерний;
Возвращение Украине и Прибалтике традиционных органов местного самоуправления;
Восстановление
упразднённых Екатериной коллегий.
Слайд 23Вопросы:
1.В чём отличие системы местного самоуправления при Павле и при
Екатерине II?
2. Есть ли общее в мероприятиях по изменению системы
местного самоуправления Павла и Екатерины II? О чём это свидетельствует?
Слайд 24В армии, в области духовной жизни и культуры:
Введение прусских военных
порядков;
Увольнение с военной службы всех формально числившихся офицеров;
Улучшение солдатского быта;
Некоторое
«уравнение в наказаниях»низших и высших чинов.
Запрет на всё, связанное с Французской революцией;
Ужесточение цензурной политики;
Освобождение осуждённых при Екатерине (Н.Новиков, А.Радищев, и др.);
Запрет на ввоз иностранных книг.
Слайд 25Вопросы:
1. Как могли изменения в армии повлиять на результативность сражений?
2.
Какую сторону армейской жизни затрагивали изменения (внутреннюю или внешнюю)?
Слайд 26Внешняя политика Павла
1797-1800 – Борьба России за ослабление Франции.
1798г.
1798г. 1799г. 1799г.
Антифранцузская Победа Черноморской Итальянский Швейцарский
коалиция: эскадры Ф.Ушакова поход поход
Россия, Австрия, в Средиземноморье А. Суворова. А.Суворова.
Англия, Неаполь отбита у французов Освобождение с целью выхода крепость Корфу. Северной выхода к
Османская Италии от границам
Империя. французов. Франции.
Слайд 271800 год - изменение внешнеполитического курса: переориентация на союз с
Францией.
Причина: обострение отношений с коалицией (Австрия, Англия).
Выход России из войны.
Заключение мира с Францией.
Разрыв дипломатических Участие России в союзах
отношений с Австрией и против Англии и Австрии.
Англией.
Подготовка русской
армии к походу в
Индию.
Слайд 28Вопросы:
1.Назовите основное направление внешней политики при Павле 1.
2.Какие события внешней
политики вы оцениваете положительно?
3. Что вызвало недовольство в русском обществе?
Слайд 29! Недовольство внешней и внутренней политикой Павла I привели
к государственному перевороту.
1801 год – начало правления Александра
I.
Слайд 30Источники:
infourok.ru
https://yandex.ru/images/search?text
https://yandex.ru/images/search?img_url
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsea
https://yandex.ru/images/search?text=1797%
https://yandex.ru/images/search?text
https://yandex.ru/images/search?text
https://yandex.ru/images/search?text=%
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%
https://yandex.ru/search/?lr=194&clid=9403&msid
https://yandex.ru/images/search?text=17 =194