Разделы презентаций


Восточные славяне

Содержание

ПовторениеАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Преподаватель МАОУ Лицей № 21 г. Химки
МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Восточные славяне

Преподаватель МАОУ Лицей № 21 г. ХимкиМИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНАВосточные славяне

Слайд 2

Повторение
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПовторениеАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 3

1.Какие государства находились на территории нашей страны в древности?
2.Откуда пошло

выражение: «Вымерли яки обры»?
3. К какой языковой семье относятся славяне?
4.

Назовите три ветви славян

Давайте вспомним:

Работаем с картой


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1.Какие государства находились на территории нашей страны в древности?2.Откуда пошло выражение: «Вымерли яки обры»?3. К какой языковой

Слайд 4 Давайте вспомним:


1. Откуда мы знаем о жизни славян?
2. Кто

автор самой древней летописи? Как она называется?
3. Летописец назвал 12

племенных союзов. Назовите некоторые из них.
4. Названия славянских племенных союзов обоснованы природными и географическими условиями места их расселения. Докажите правоту данного суждения.
5. Какие племена жили на Восточно-Европейской равнине до прихода славян?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Давайте вспомним:1. Откуда мы знаем о жизни славян?2. Кто автор самой древней летописи? Как она называется?3.

Слайд 5По горизонтали:
1. Организация жизни, при которой существует единая система управления

людьми, проживающих на одной территории

КРОССВОРД
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель

МАОУ «Лицей № 21»
По горизонтали:1. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающих на одной территории КРОССВОРДАвтор: Михайлова

Слайд 6
КРОССВОРД
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
По вертикали
2.

Кочевые племена, занимавшие территорию от Дуная до степной части Крыма

о создавшие своё государства.

3. Денежный или вещевой сбор с покорённых народов.
4. Объединение людей по кровному признаку.
5. Воинственные кочевники, вторгшиеся в VI в. В степные районы Причерноморья.

КРОССВОРДАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»По вертикали2. Кочевые племена, занимавшие территорию от Дуная до

Слайд 7

Новый материал
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Новый материалАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 8I. Жилища славян

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

I. Жилища славянАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 9
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 10
Землянка.
Крыша опирается на грунт.
Площадь 10–20 м2.
Обогревается очагом.
Характерна для VI–VII

вв.

Полуземлянка.
Изнутри обшита бревнами.
Площадь 10–20 м2.
Пол земляной.
Полностью засыпана землей.
Обогревалась печью-каменкой.
Характерна

для VIII–X вв.

I. Жилища славян


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Землянка.Крыша опирается на грунт. Площадь 10–20 м2.Обогревается очагом.Характерна для VI–VII вв.Полуземлянка.Изнутри обшита бревнами.Площадь 10–20 м2.Пол земляной.Полностью засыпана

Слайд 11Полуземлянка. Изнутри обшита тесаными бревнами. Сверху полностью засыпана землей. Обогревается

глиняной печью. Характерна для X–XI вв., для южных районов Руси.
Наземное

бревенчатое жилище. Пол деревянный, приподнят над уровнем земли. Обогревается комбинированной печью (каменно-глиняной). Имеет волоковые оконца для выхода дыма. Характерно для X–XI вв. для северных районов Руси.

I. Жилища славян


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Полуземлянка. Изнутри обшита тесаными бревнами. Сверху полностью засыпана землей. Обогревается глиняной печью. Характерна для X–XI вв., для

Слайд 12




?
Свои поселения (города) славяне ставили на берегах рек. Объясните преимущества

такого расположения? Приведите три объяснения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей

№ 21»
?Свои поселения (города) славяне ставили на берегах рек. Объясните преимущества такого расположения? Приведите три объяснения.Автор: Михайлова Н.М.-

Слайд 131. Внимательно изучите иллюстрации и расскажите о занятиях славян.
2. Составьте

схему «Занятия славян»

ЗАДАНИЯ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей №

21»
1. Внимательно изучите иллюстрации и расскажите о занятиях славян.2. Составьте схему «Занятия славян» ЗАДАНИЯАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель

Слайд 14II. Занятия славян

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

II. Занятия славянАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 15Рыболовство

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

РыболовствоАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 16Бортничество
- сбор меда диких пчел

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ

«Лицей № 21»

Бортничество - сбор меда  диких пчелАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 17
II. Занятия славян
Назовите виды ремесел
?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей

№ 21»

II. Занятия славянНазовите виды ремесел?Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 18
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 19
II. Занятия славян
Как назывался торговый путь, проходивший через земли восточных

славян?

?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

II. Занятия славянКак назывался торговый путь, проходивший через земли восточных славян??Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей №

Слайд 20Торговля на пути «из варяг в греки»



Мед, воск, пушнина, соль,

щетина

Мед, воск, меха, кожи, рабы
Оружие, вина, драгоценности, шелк, парча
Рабы, кожи, рыба,

металлы, янтарь

?

Чем торговали по пути из Варяг в Греки?


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Торговля на пути «из варяг в греки»Мед, воск, пушнина, соль, щетинаМед, воск, меха, кожи, рабыОружие, вина, драгоценности,

Слайд 21Бортничество
Лошади Свиньи
Козы
Куры
Гуси
Охота

Рыболовство
Пушнина: Белка
Куница
Соболь
Лисица
Речная рыба
Сбор меда диких пчел
Скотоводство,
птицеводство






Занятия славян
Ячмень
Рожь
Пшеница
Просо
Овес
Кузнечное Ткацкое
Гончарное
Ювелирное
Земледелие
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей

№ 21»

БортничествоЛошади СвиньиКозыКурыГусиОхотаРыболовствоПушнина: БелкаКуницаСобольЛисицаРечная рыбаСбор меда  диких пчелСкотоводство,птицеводствоЗанятия славянЯчменьРожьПшеницаПросоОвесКузнечное ТкацкоеГончарноеЮвелирноеЗемледелиеАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 22
Подрубить деревья
Выжечь деревья
Выкорчевать корни
Взрыхлить землю
Посеять зерно в золу
Использовать участок до истощения

5–8 лет
Участок забрасывается на 15–20 лет

1. Выжечь траву
2. Взрыхлить землю
3.

Посеять зерно в золу
4. Использовать участок до истощения 3–4
года
5. Участок
Забрасывается до
восстановления плодородия (от 2 до 8 лет)


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Подрубить деревьяВыжечь деревьяВыкорчевать корниВзрыхлить землюПосеять зерно в золуИспользовать участок до истощения 5–8 летУчасток забрасывается  на 15–20

Слайд 23Почему этот тип земледелия называют подсечно-огневым?
?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ

«Лицей № 21»

Почему этот тип земледелия называют подсечно-огневым??Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 24
ВОПРОСЫ

?
?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВОПРОСЫ??Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 255. Борона- суковатка.
Такой бороной рыхлили верхний слой почвы, удобренный

золой после выжигания травы или деревьев.



Орудия труда земледельца
Автор: Михайлова Н.М.-

преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Борона- суковатка. Такой бороной рыхлили верхний слой почвы, удобренный золой после выжигания травы или деревьев. Орудия

Слайд 26Начало перехода к двуполью
В VIII в. в лесостепной зоне начинается

переход к двуполью.

Земля вспахивается сохой, боронится деревянной бороной.

После

1 года посева поле 1 год отдыхает под паром для восстановления плодородия почвы.
Участок используется постоянно.

Сохи

Рало


Чем вызван переход к двуполью?

?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Начало перехода к двупольюВ VIII в. в лесостепной зоне начинается переход к двуполью. Земля вспахивается сохой, боронится

Слайд 27Укажите отличие пашенного земледелия (двуполья) от подсечно-огневого

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель

МАОУ «Лицей № 21»

Укажите отличие пашенного земледелия (двуполья) от подсечно-огневогоАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 28У КАЖДОЙ СЕМЬИ СВОЁ ХОЗЯЙСТВО



Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей

№ 21»

У КАЖДОЙ СЕМЬИ СВОЁ ХОЗЯЙСТВОАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 29Община из родовой постепенно превратилась в соседскую, где семьи были

связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями. Членов соседской

общины называют крестьянами-общинниками. Люди продолжали жить общинами потому, что в борьбе с природой нередко необходим был совместный труд (по осушению болот, вырубке леса и кустарников).


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кому при наделении общинников землей доставались большие и лучшие участки?

?

Община из родовой постепенно превратилась в соседскую, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими

Слайд 30Вервь - название соседской общины в Древней Руси

Автор: Михайлова Н.М.-

преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вервь - название соседской общины в Древней РусиАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 31Появление неравенства и знати
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени
Вождь

племени, его друзья и соратники приобретали известность – их прославляли

как знаменитых, знатных людей


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Появление неравенства и знатиВождь – глава племени, руководитель военных действий племениВождь племени, его друзья и соратники приобретали известность

Слайд 32III. Общественный строй славян в VIII-IX вв.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель

МАОУ «Лицей № 21»

III. Общественный строй славян в VIII-IX вв.Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 33Управление
Вервь - соседская община.
Вече – народное собрание.
Народное ополчение -

все мужское население общины, которое во время нападения сражалось с

врагами.


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

УправлениеВервь - соседская  община.Вече – народное собрание.Народное ополчение - все мужское население общины, которое во время

Слайд 34 РОДОВОЙ СТРОЙ
У восточных славян долго

сохранялся родовой строй. В каждом поселке (нескольких

избах, огороженных частоколом) проживала одна родовая община – родственные семьи во главе со старейшиной.
Жители расположенных рядом друг с другом поселков составляли союз родов - племя.


Родовая община

Родовая община

Родовая община

Родовая община

Родовая община

Родовая община

ПЛЕМЯ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

РОДОВОЙ СТРОЙ  У восточных славян долго сохранялся    родовой строй. В

Слайд 35Управление племенем
КНЯЗЬ
ОПОЛЧЕНИЕ
ПЛЕМЕНИ
Родовые общины
племени
СОВЕТ
СТАРЕЙШИН

ВЕЧЕ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Управление племенемКНЯЗЬОПОЛЧЕНИЕПЛЕМЕНИРодовые общиныплемениСОВЕТСТАРЕЙШИНВЕЧЕАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 36

Р
У
К
О
В
О
Д
И
Л
и
и
Совет старейшин и князь
Вече
ПЛЕМЕНЫЕ
союзы
ПЛЕМЕНА
ДРУЖИНА
ОПОЛЧЕНИЕ
Родовые общины

КНЯЗЬ
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей

№ 21»

РУКОВОДИЛииСовет старейшин и князьВечеПЛЕМЕНЫЕсоюзыПЛЕМЕНАДРУЖИНАОПОЛЧЕНИЕРодовые общиныКНЯЗЬАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 37Предпосылки объединения славян:
Развитие торговых связей
Религиозная общность
Выделение знати и возникновение неравенства
Необходимость

отпора внешним врагам;
Ведение длительных завоевательных походов




IX век- возникновение государства у

восточных славян


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Предпосылки объединения славян:Развитие торговых связейРелигиозная общностьВыделение знати и возникновение неравенстваНеобходимость отпора внешним врагам;Ведение длительных завоевательных походовIX век-

Слайд 38Хозяйственный прогресс
Разрушение родовых связей
Переход к соседской общине
Общественное и имущественное неравенство
Овладение

значительными участками земли богатыми семьями
Сосредоточение значительной части богатств в руках

князя

Передача власти по наследству

Князя стали присваивать полномочия старейшин

Опора власти князя - дружина

Предпосылки образования государства


Отдельная семья стала способна самостоятельно вести хозяйство

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Хозяйственный прогрессРазрушение родовых связейПереход к соседской общинеОбщественное и имущественное неравенствоОвладение значительными участками земли богатыми семьямиСосредоточение значительной части

Слайд 39

Закрепление
материала
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ЗакреплениематериалаАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 40
Вставьте пропущенные слова:
Восточные славяне расселились по______________ равнине.
В основе общественного устройства

славян была________ община.
Основным занятием восточных славян было_______________.
В лесополосе восточные славяне

использовалась___________ система земледелия, а в степных районах _____________________.
Первые сельскохозяйственные орудия труда, которые использовали восточные славяне назывались____, ___, ___.
Народное собрание у восточных славян называлось____.
Руководитель военных действий племени________.
В __ веке у восточных славян стало возникать государство.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вставьте пропущенные слова:Восточные славяне расселились по______________ равнине.В основе общественного устройства славян была________ община.Основным занятием восточных славян было_______________.В

Слайд 41Занятия славян

Перечислите занятия славян
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей №

21»

Занятия славянПеречислите занятия славянАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 42
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 43Задания
А1. Отметьте верное утверждение: 1) в среднем течении Днепра была

распространена переложная система земледелия 2) главной зерновой культурой в земле

вятичей была кукуруза 3) в северных славянских землях было распространено подсечно-огневое земледелие


Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

А2. Основное орудие труда земледельца у восточных славян, обитавших в лесной полосе:
1) плуг 2) соха 3) мотыга 4) борона

ЗаданияА1. Отметьте верное утверждение:  1) в среднем течении Днепра была распространена переложная система земледелия  2)

Слайд 44
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Слайд 45Домашнее задание

1. ПАРАГРАФ 2 до страницы 19.
2. Задания: 3, 5-8

в рабочей тетради.
3.Творческое задание: рисунки славянских богов, духов

Домашнее задание1. ПАРАГРАФ 2 до страницы 19.2. Задания: 3, 5-8 в рабочей тетради.3.Творческое задание: рисунки славянских богов,

Слайд 46
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
УРОК ОКОНЧЕН
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей №

21»

СПАСИБО ЗА РАБОТУУРОК ОКОНЧЕНАвтор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика