Слайд 18 класс
Реформы
60 – 70 годов 19 века
Учитель:
Шведова Ольга Васильевна
Слайд 2 Реформы 60 -70
годов 19 века
1.Земельная реформа – 1861 г.
2. Судебная реформа –
1864 г.
3. Земская реформа – 1864 г.
4. Образовательная реформа – 1864г.
5. Городская реформа – 1870 г.
6. Военная реформа – 1874 г.
Слайд 3Обсуждение проблемы
Задание рабочим группам:
Оптимисты – доказать, что реформы закладывали основы
правового государства и гражданского общества.
Пессимисты – доказать, что реформы, проводимые
«сверху» приводят общество к еще большему расколу.
Аналитики – доказать, что реформы 60 – 70 гг. 19 века были объективной необходимостью.
Слайд 4Земельная реформа
Из основных положений крестьянской реформы:
…крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, были
объявлены юридически свободными и получали общегражданские права. При освобождении они
наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
Согласно реформе, крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. Они могли получить ее и бесплатно, но лишь четверть определенного законом надела.
До выкупа своих земельных наделов крестьяне
оказывались в положении временнообязанных. Они должны были
платить оброк или отбывать барщину в пользу помещика.
Слайд 5Судебная реформа
Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Суды проходили открыто, в
присутствии публики. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора
– представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей.
Слайд 6Судебная реформа
Новый суд стал строиться на принципах буржуазного права: равенство
всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения
и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.
Слайд 7Судебная реформа
Апелляционной инстанцией была судебная палата, но она рассматривала споры
и не могла пересмотреть решения присяжных.
Судебная палата рассматривала так же
дела о должностных преступлениях высокопоставленных чиновников. Высшей судебной инстанцией оставался Сенат. Царь не мог изменить приговор. Он мог только помиловать.
Слайд 8Земская реформа
В
1864 г. было введено «Положение о земских учреждениях». В уездах
и губерниях создавались органы местного самоуправления-земства. Депутатов избирали по 3 куриям – землевладельцы, городские избиратели, сельские общества. В 1 и 2 куриях выборы проводились на основе имущественного ценза, а в 3 они были многоступенчатыми.
Слайд 9Земская реформа
Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем
все слои населения. Земства ведали строительством дорог, содержанием больниц, школ
и т.д. Для этого вводился специальный налог. Хотя земства формировались по сословному признаку, они улучшили положение народа и стали центрами либеральной оппозиции.
Слайд 10
Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы
самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения
Слайд 11Реформа образования
Реформа образования затронула все три ступени. В положении о
начальных народных училищах говорилось о разрешении открывать их как общественными
организациями, так и частными лицами. Срок обучения 3 года. Реформа среднего образования делила училища на классически е и реальные (срок обучения 7-8 лет).
Слайд 12Реформа образования
Из реальных гимназий можно было поступать лишь в технические
ВУЗы.
За обучение взималась плата. Были созданы женские гимназии (без права
поступать в ВУЗ).
Слайд 13Городская реформа
Городская реформа вводила всесословные органы самоуправления – городские думы.
Руководил всей работой городской голова. Губернатор и Министерство внутренних дел
могли наложить запрет на любое решение Думы. Финансирование Думы осуществлялось за счет специального налога.
Слайд 14Городская реформа
В ведение городского управления входили заботы о благоустройстве города,
развитии торговли, просвещении, медицине, борьба с пожарами, содержание полиции, тюрем,
городское налогообложение.
Слайд 15Городская реформа
Городская реформа раскрепощения российского общества способствовала приобщению широких слоев
населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования
в России гражданского общества и правового государства.
Слайд 16Военная реформа
Военная реформа была проведена по инициативе военного министра Д.А.Милютина.
Рекрутский
набор заменялся всеобщей воинской повинностью с 20-летнего возраста. Служба в
армии продолжалась 6 лет, на флоте -7,затем запас – в армии 9 лет, на флоте – 3 года. Для лиц, получивших образование срок службы сокращался (высшее 6 месяцев, начальное – 4 года).
Слайд 17Военная реформа
В армии отменялись телесные наказания, улучшался быт и обучение
солдат.
Подготовка кадров осуществлялась в юнкерских училищах и академиях.
На вооружение поступили
нарезное оружие и винтовки Бердана.
Были введены новые уставы.
Слайд 18
Подведение итогов урока
Время быстро пролетело,
Обсуждали мы проблему.
Подводить пора итог,
Всем
спасибо за урок!