Слайд 1Языческие верования
Восточных славян
Выполнил: Сарский А. Г.
Головин Е. В.
Группа:
МА-11
Слайд 2Язычество
Язычество - это система первобытных верований, основанных на обожествлении окружающей
среды и политеизме.
Слайд 3Характерные черты язычества
политеизм – многобожие
анимизм - вера в существование духов
теротеизм
(зоолатрия) - поклонение животным
тотемизм - воображаемый родственный союз человека с
тем или иным природным объектом – тотемом: животным, растением, неодушевленным предметом, природным явлением.
Слайд 4Характерные черты язычества
фетишизм - поклонение фетишам, т.е. неодушевлённым предметам, наделяемым,
сверхъестественными свойствами.
магия - набор обрядов и ритуальных практик, которые основываются
на вере в возможность воздействия через сверхъестественные силы на людей, животных и явления природы.
культ предков
Слайд 5Характерные черты язычества
шаманизм - совокупность представлений и действий, вызванных верой
в способность особых лиц (шаманов, волхвов) быть посредниками между людьми
и духами
одушевление и олицетворение природы
цикличность сознания - т.е. вера в круговорот явлений
Слайд 6Характерные черты язычества
мифическое мировоззрение - воображения коллективной, общенародной или индивидуальной
фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде существ, которые преломляются в
сознании как вполне реальные.
Слайд 7Этапы язычества
1 этап - представления об упырях и берегинях
2 этап
- культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий
этап
3 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна
Слайд 81 этап
Упыри - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло.
Берегини же, связанные со словом беречь, оберегать, - добрые, помогающие
человеку духи.
Слайд 92 этап
Культ Рода и Рожаниц, божеств плодородия, связан с земледелием.
Эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род
принимал участие в создании Вселенной: он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.
Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.
Слайд 103 этап
Официальных культов было два: культ Перуна и культ Велеса.
Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов,
а Велес, почитание которого было повсеместным, в пантеон не попал. Новые идолы поставлены не в отдалении "на холме", как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно рядом с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а "вне двора теремного", в самом центре киевской крепости.
Слайд 11Языческая реформа Владимира Красное Солнышко в 980 г
Первая религиозная реформа
Владимира – попытка унифицировать язычество и ввести культ языческого бога
Перуна в качестве единой общегосударственной религии
Языческая реформа преследовала две цели: во-первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов.
Слайд 12Языческие праздники
Коляда
Масленица
Ивана Купала
В славянском календаре крупные праздники были связаны в
первую очередь с круговоротом солнца. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее
и зимнее солнцестояние символизировали цикличность природы и начало нового периода в жизни человека.
Слайд 13Коляда
В день зимнего солнцестояния отмечался праздник Коляда. Было принято переодеваться
в звериные шкуры, что символизировало о связи с божественным началом.
Людей в масках петуха и козы возглавлял человек, переодетый в медведя или быка, в образах которых воплощался бог Велес. В эти дни на земле появлялся Велес и боролся с зимним богом Мороком, после чего быстро наступала весна. На коляду принято было ходить по домам и за небольшие дары восхвалять хозяев. Каждый хозяин открывал таким колядовщикам дверь, иначе весь год он мог терпеть бедствия и неудачи. Колядные гуляния праздновались практически неделю. На колядки можно было гадать не только на будущий урожай, но и на суженого и свою судьбу. Считалось, что все, что было нагадано в этот день, сбывалось.
Слайд 14Масленица
До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7
дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого
дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье.
Слайд 15Иван Купала
Народный языческий праздник, отмечаемый в дни летнего солнцестояния.
Иван Купала празднуется 24 июня. Главная особенность купальской ночи —
очищающие костры. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть. Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады.
Слайд 16Сказочные персонажи, унаследованные с языческих времён
Кощей бессмертный
Баба-Яга
Змей-Горыныч
Дед Мороз
Снегурочка
Слайд 17Во что верили славяне
Боги
Духи
Ярило
Перун
Сварог
Велес
Мокошь
и др.
Леший
Домовой
Водяной
Лихо
Банник
и др.
Слайд 18Неведомая и нечистая сила
В нижних сферах языческой религии встречаются совсем
другие персонажи: в науке их часто называют существами «низшей мифологии».
Они не принадлежали ни подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках.
Каждое такое мифологическое существо было представлено, в отличие от богов, не в единственном числе, но в массовом количестве: леших на Руси было столько, сколько и лесов .
Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, то существа «низшей мифологии» хозяйничали на ограниченных участках. Домовой за пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; ни леший, ни водяной не покидали своих владений. Зато в этих пределах они обладали немалой властью и могли оказывать людям поддержку или причинять им зло.
Слайд 21Домовой
В этимологических словарях славянских языков к этому слову даны два
основных, связанных между собою значения:
1) «Относящийся к дому, семье, хозяйству;
2) «Сверхъестественное существо, добрый или злой дух, якобы живущий в доме и охраняющий его». Наши предки не могли представить себе дома без чудесного покровителя. У каждого жилища был свой домовой. Каждый домовой жил сам по себе: домовые-соседи не дружили, а нередко враждовали.
Слайд 22Внешность домового описывали по-разному. Чаще всего он изображался глубоким стариком
с седой бородой. На его добродушном лице выделялись фосфорическим блеском
глаза. Обычно домовой похож на хозяина дома, и даже носит хозяйскую одежду и перенимает хозяйские привычки. При всем том кое-какие признаки необыкновенности проглядывают в облике домового вполне отчетливо: отчасти это заметно по одежде, но главное – тело его, даже ладони и подошвы покрыты мягкой шерстью, он весь ею зарос, у него длинные торчащие уши. Самое же необычайное – это способность домового менять облик: принимать вид кошки, собаки, зайца, медведя с человеческой головой, превращаться в ворох сена или мешок с хлебом.
Домовой
Слайд 23Домовой всегда живет в доме, его присутствие сказывается во всем,
но он невидим. Считалось, что глядеть на него ни в
коем случае нельзя – можно ослепнуть или вовсе умереть.
Семья, перебираясь в новый дом, должна была взять с собою и своего домового. Ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы в новом жилище оказался другой домовой, т.к. от него, кроме беды, ничего ждать не приходилось. Чтобы предохранить себя от чужого, над воротами втыкали ветку чертополоха.
Домовой
Слайд 24Водяной
Водяной дедушка - хозяин вод. Командует русалками, ундинами и
прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной
побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Слайд 25Леший
Место жительства духа — глухая лесная трущоба, но иногда и
пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а
только в тёплое время года. «На Ерофея», — считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». В этот день дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана».
Слайд 26Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. По причине
любви лешего к ветру, люди, находясь в лесу, избегают свиста,
чтобы не привлечь этим духа. Духи леса живут в малоизвестном лесу, представляются путешественниками, часто их сопровождают пара собак. Если Ваш пёс в лесу прячется или шугается других собак - как правило, двух - значит, он рядом. У лешего зелёные глаза и, как правило, он стар и рассказывает вам страшную историю, главное - не смотреть ему долго в глаза, они у него, как правило, зелёные! Поделитесь с ним чаем или сахаром. Не бойтесь его, просто не смотрите ему в глаза, соглашайтесь. Дайте, что есть, и он будет доволен, уйдёт, не потревожит. Ваш пёс не заметит его ухода.
Леший
Перун
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных
славян. Его имя впервые встречается в летописи под 907 годом. После победоносного похода князя Олега на греков греческие цари Леон и Александр вынуждены были заключить с ним мир, и обязались уплачивать дань. Договор был скреплен, по обычаю, клятвами обеих сторон. Греки-христиане «целовали крест, а Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».
Слайд 30Перун – это, прежде всего, бог грозы. В весенней грозе
древний человек усматривал животворящий источник обновления земли, природы, отсюда –
первостепенная роль Перуна. В белорусском и украинском языках слово «Перун» означает «гром», «удар грома». Если молния зажигала какую-то постройку, то говорили: «Перуном спалило». Такой пожар тушить было нельзя. Известно проклятие, ходившее в народе: «Чтоб тебя Перун убил!»
Перун
Слайд 31Перун был вооружен палицей, луком со стрелами, топором. Топор считался
одним из главных символов бога. Молния в небе воспринималась не
только как стрела, но и как летящий огненный топор Перуна. Археологи нашли множество миниатюрных бронзовых и железных топориков, датируемых X – XIII веками: им приписывались сверхъестественные свойства оберегов. Орнаменты на них имели символический смысл: зигзаги означали молнии, кружок с точкой – солнце. Считалось также: гром возникал, когда Перун трет один о другой два гигантских небесных жернова.
Перун
Слайд 32Велес
Имя этого бога встречается в летописных рассказах о клятвах
русских князей: Волос упоминается здесь вслед за Перуном. В языческих
святилищах стояли его изваяния.
Ключ к пониманию Волоса-Велеса надо искать в наименовании его богом скота, «скотьим богом», то есть покровителем домашних животных. Именно к нему следовало обращаться с просьбами о благополучии скотины, об избавлении ее от болезней. Ему приносили в жертву коней, быков, овец. Он играл какую-то роль в обряде сжигания «коровьей смерти», совершавшемся для прекращения падежа скота.
Слайд 33Однако слова «скот», «скотий» имели в древнем русском языке и
другое значение: чем больше у хозяина скота, тем больше достатка,
богатства. Волос-Велес был богом богатства, материального благополучия. Похоже, в княжеских клятвах он выступал именно в этой роли: если Перун воплощал мощь оружия, то Волос – силу золота. Отсюда понятен и смысл клятвы Святослава: если они предадут Перуна – пусть их посечет их же оружие, если предадут Волоса – пусть пожелтеют как золото.
А вот еще загадочная подробность: автор «Слова о полку Игореве» называет великого слагателя песен Бояна внуком Велеса.
Велес
Слайд 34Некоторые свойства и приметы языческого Волоса позднее оказались у христианского
святого Власия. Здесь можно упомянуть засвидетельствованный этнографами XIX века на
юге России обычай: перед началом жатвы старые женщины в поле «завивали бороду Волосу», то есть, не вырывая колосьев из земли, сплетали их в узел и оставляли в знак надежды на богатый урожай. По другим данным, жертвовали «Волосу на бороздку» последнюю горсть колосьев или последний сноп. Этот обычай заставляет взглянуть на Волоса как на божество, связанное с земледелием, с надеждами на хороший урожай.
Велес
Слайд 35Двоеверие
Религиозные верования наших дней напрямую восходят к прошлому. Как известно,
современное православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими
поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами.
Например: оставление на могиле умершего стаканчика водки, конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени.
Культ Велеса был заменен культом св. Власия Мокошь была заменена св. Параскевой Пятницей.
Слайд 36Двоеверие
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в
отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например,
Илья Пророк — Перун, Святой Николай — Велес) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры. В частности, православные храмы зачастую строились на местах бывших языческих святилищ, «святых рощ» и т. п.