Связь языка
с историей и культурой
народа
Слайд 3Цели урока:
- Какова роль языка в истории и культурной жизни
народа?
- Почему происходит засорение русского языка?
Слайд 5Язык. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые
ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.
Язык. 2. Исторически сложившаяся
система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Язык. 3. Народ, нация.
Слайд 6Функции языка:
- коммуникативная / функция, служащая для общения людей/
- когнитивная
/ функция, связанная с познаванием, мышлением/
- метаязыковая / функция, использующая
средства языка с целью пояснения какого-либо понятия другими словами/
- эмоционально – экспрессивная / функция, служащая для непосредственного выражения чувств, эмоций/
- эстетическая / функция создания прекрасного средствами языка/
Слайд 7Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она
столь же (краткое прилагательное) и (краткое прилагательное).
Рина Зелёная
/ прекрасна и беззащитна /
Слайд 9 Прошлое, сохраняющееся в
памяти человечества.
Например,
события,
вошедшие в историю.
Слайд 10
Язык – первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать
мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и
порабощает его.
А. Генис
Язык – это след гигантского производительного труда человеческого общества.
Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рождённые в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык – это орудие мышления.
А.Н. Толстой
Слайд 11 Вывод:
язык - источник для
познания истории народа.
Слайд 12Причины засорения русского
языка:
- влияние окружающего современного мира;
-
бездуховность общества, лишённого всякого стремления к высоким идеалам, безнравственность, духовная опустошённость.
*
Слайд 13
Язык не есть мёртвый часовой механизм, но живое
творение,
исходящее из самого себя.
В. Гумбольд
Вывод: потребности культурного развития стали двигателем развития языка, который отразил и сохранил историю культурной жизни нации.
Слайд 16Вывод: изучая язык, мы изучаем историю народа, храним свою национальную
культуру.
Без русского языка не будет русского народа, забудется русская культура,
а без неё не вспомнится прошлое, а без прошлого нет и не будет будущего.
Слайд 171. Какое высказывание отражает содержание текста?
1) Ядро современного литературного языка
составляет общеупотребительная лексика.
2) В художественной литературе иногда уместно употребление просторечных,
жаргонных слов для создания местного колорита.
3) В средствах массовой информации часто поднимается проблема нарушения норм русского литературного языка.
4) Изменения в лексическом составе русского языка отражают изменения в обществе.
Ответ : 4
Слайд 182.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях
13-16?
1) повествование и описание
2)
повествование
3) рассуждение
4) рассуждение и повествование
Ответ: 3
Слайд 19
3. Работа с языковыми особенностями
«Автора текста
волнует судьба родного языка. Текст насыщен эмоциональной лексикой, оборотами, характерными
для публицистического стиля. Используются синтаксические средства языковой выразительности, в частности __(предложения 1,11) и ___ (в предложениях 9, 18,19), а также такой стилистический приём, как __(всё приемлет, на всё отзывается).
Лексика текста богата и разнообразна, удачно используются тропы, в том числе ___(плодить новые формы (не клонировать!); языковое разноцветье; расцветают, пестрят - о словах). Это делает речь автора экспрессивной, убедительной.»
Слайд 20
Список терминов:
1) метафора
2) диалектизм
3) ряды однородных членов
4) лексический повтор
5) литота
6)
парцелляция
7) просторечное слово
8) фразеологизм
9) риторическое восклицание
Ответ: 9, 3, 4, 1
Слайд 21Работа в группах.
I группа формулирует и комментирует одну
из проблем, поставленных автором.
II группа формулирует тезисы, в которых
выражается позиция автора.
III группа приводит два аргумента в защиту своей позиции.
*
Слайд 22
Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей родиной, перед человечеством,
если мы не будем беречь наш язык.
К.Г. Паустовский
*
Слайд 23 Какие мысли, высказывания известных людей запомнились, получили в вашей
душе эмоциональный отклик?
Продолжите фразу: «Из данного урока я понял, что…»
Приведите
примеры, где пригодятся вам полученные знания.
задание.
Сочинение – рассуждение на
тему:
« Культурный человек. А какой он? »
Слайд 25 Молодцы!!!
Спасибо
за плодотворную
работу!!!