Слайд 1«У человека только одно Отечество». Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри»
Выполнили:
ученицы 10 б класса
Маслова Евгения и Лунина Дарья
Руководитель: учитель русского
языка
и литературы Бычкова Л.В.
Слайд 2Поэма (от греческого – делаю, творю) –
лироэпическое произведение большого
объема, стихотворное
произведение. В поэме автор повествует о поступках героя,
событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и
одновременно передает свое отношение к изображаемым
событиям.
Слайд 3 «Мцы́ри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова, написанная в 1839 году и опубликованная в
1840 году в единственном прижизненном издании поэта — сборнике «Стихотворения М.
Лермонтова». Она относится к поздним кавказским поэмам Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии.
Поначалу поэт хотел назвать свое произведение «Бэри», что в переводе с грузинского означает «монах». Однако Лермонтову было важно поставить в центр поэмы человека, не чуждого мирским радостям и жаждущего жизненных волнений, поэтому от первоначального названия он отказался и выбрал другое — «Мцыри», что означает «неслужащий монах».
Слайд 4 Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А.
Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов
посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. При посещении собора Светицховели поэт встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова
Слайд 5Тематика «Мцыри»
Тематика – это совокупность тем.
Тематика «Мцыри»
Тема свободы и
воли
Тема Земли и Неба
Тема изгнания
Тема одиночества
Тема гармонии
Тема природы
Слайд 6
Герой поэмы шестилетним мальчиком
попадает на чужбину и остается в монастыре, где его из
жалости приютил послушник. Поначалу он не идет на контакт с иноком и протестует, как умеет, против своего положения: отказывается от пищи, ведет себя гордо. Тем не менее со временем он привыкает ко всему и даже забывает родной язык.
Исчезновение Мцыри становится для обитателей монастыря настоящей загадкой. Чтобы объяснить поведение героя, автор предоставляет вниманию читателя его исповедь. В исповеди Мцыри говорит о тоске, которая, как червь, грызла его все эти годы. Не зная слов «отец» и «мать», герой стремился найти хоть кого-то из близких и прижаться к их груди. Он также мечтал о жизни, полной тревог и страстей. За одну такую жизнь он готов был отдать две жизни в монастыре и за такой жизнью отправился, совершив побег. Дни побега стали истинной жизнью для Мцыри, истинным счастьем.
Исповедь Мцыри. Илл. Л. О. Пастернака. Чёрная акварель. 1891 год.
Слайд 7 В поэме «Мцыри» автор воплощает патриотическую идею.
Не случайно в первоначальном эпиграфе к произведению говорилось, что у
человека только одно отечество. Названная идея сочетается в поэме с идеей свободы. Обе идеи сливаются в одну, но «пламенную страсть» героя. Любовь к родине и жажда воли — причины побега Мцыри. Монастырь для него — тюрьма. Привычные кельи душны и отвратительны. Мцыри руководит желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы».
Герой готов сражаться за родину, и Лермонтов с симпатией воспевает воинственные мечты Мцыри. В снах являются Мцыри сражения, где он победитель. Мечты зовут его в «чудный мир тревог и битв». Тоскуя о родине, юноша говорит, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов».
У Мцыри есть основание так полагать. Ему свойственна сила духа и суровая сдержанность, он сильный человек. «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда», — говорит он о себе.
Слайд 8 Огромным эмоциональным потрясением становится для Мцыри встреча
с красавицей-грузинкой. Образ темноокой смуглянки живо тронул его сердце, не
знавшее еще любви. Однако юноша, побеждая нахлынувшие чувства, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы, к которой он стремится.
Героя, бежавшего из монастыря, поражают и чудесные пейзажи, великолепные просторы, которые открываются ему, истосковавшемуся по свободе. С упоением говорит он о пышных полях, о холмах, покрытых венцом, о деревьях, «разросшихся кругом», о грудах темных скал, о горных хребтах, о «седом незыблемом Кавказе».
Нарисованный Лермонтовым пейзаж служит прекрасным средством раскрытия образа героя. Бывший монастырский узник чувствует свою близость с природой.
В схватке с барсом открывается вся мощь сильного характера Мцыри. Он выходит победителем из поединка с могучим зверем. Смерть не страшна для Мцыри. Истинная гибель для него — возвращение в монастырь.
Слайд 9 Огромное разочарование настигает героя, когда, заблудившись, он
вновь оказывается у стен монастыря, от которых бежал. Трагический финал
не лишает Мцыри силы духа. Он не раскаивается в содеянном, и за несколько минут воли по-прежнему готов отдать «рай и вечность». Побежденный волей обстоятельств юноша духовно не сломлен. Он заставляет восхищаться своей мужественностью, цельностью характера.
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри!» — писал В. Г. Белинский. Белинский также считал, что Мцыри — любимый идеал поэта, «отражение в поэзии тени его собственной личности». Данные слова авторитетного критика позволяют утверждать, что поэма «Мцыри» — одна из вершин художественного наследия Лермонтова.
Слайд 101. Определите жанр произведения «Мцыри»:
1) Поэма
2) Рассказ
3) Баллада
4) Стихотворение
Слайд 112. К какому литературному направлению можно отнести произведение «Мцыри»?
1) Реалистическое
2) Символистическое
3) Историческое
4) Романтическое
Слайд 123. Эпиграф к произведению М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
1) Былин
2) Библии
3) Древнерусских
летописей
4) Народных песен
Слайд 13
4. В чем заключается смысл эпиграфа?
1) Восстание против
судьбы
2) Безнадежное
смирение
3) Защита права
человека на свободу
4) Раскаяние героя
в своих поступках
Слайд 14
5.Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму:
1) Монолога-исповеди
героя
2) Рассказа о герое
свидетеля
его жизни
3) Диалога между
Мцыри и монахом
4) Монолога-проповеди героя
Слайд 156. Когда Мцыри совершил побег из монастыря?
1) Во время грозы
2) Ночью, когда все
спали
3) Во время
богослужения
4) Днём
Слайд 167. Местом действия в произведении выбран Кавказ, потому что:
1) Поэт
любуется красотой Кавказа
2) Могучая природа Кавказа сродни мятежной натуре
Мцыри
3) Природа гор Кавказа противопоставляется мятежному Мцыри
4) Показана связь с историей России
Слайд 178. Что или кого можно назвать символом свободы в произведении?
1)
Степь
2) Кавказ
3) Барса
4) Девушку-грузинку
Слайд 189. В исповеди Мцыри звучит:
1) Гнев, негодование
2) Смирение, покаяние
3) Грусть, размышления
4) Утверждение своей
правоты
Слайд 1910. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
1) Природа
противопоставлена монастырю как свобода неволе
2) Природа противопоставлена герою, вступает с
ним в борьбу
3) Природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
4) Природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
Слайд 2011. Выделите черты романтизма в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
1) Бурная,
неистовая природа
2) Гибель героя
3) Герой одинок и
не понят
миром
4) Введение сна героя
в сюжет поэмы
Слайд 2112. Какое событие НЕ изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
1)
Захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри
2) Бегство из
монастыря во время грозы и общей молитвы
3) Бой с барсом
4) Предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
Слайд 2213. Кульминацией произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является:
1) Схватка Мцыри с
барсом
2) Побег из монастыря
3) Предсмертная просьба
Мцыри
4) Встреча Мцыри с
девушкой
Слайд 2314. Укажите тему произведения:
1) Показать прошлое Грузии
2) Рассказать о жизни в монастыре
3) Показать красоту человека, готового
умереть за свободу
4) Рассказать о жизни молодого человека
Слайд 2415. В чем заключается основная идея произведения?
1) Отрицание религиозной морали
смирения
2) Тоска по воле
3) Утверждение идеи верности идеалам перед лицом
смерти
4) Призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма