Слайд 1А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
Онегинская строфа как поэтическое открытие
Пушкина
Открытый урок в 9 классе
Учитель высшей категории
С. Э. Мисник
ГОУ
СО школа № 323
Санкт-Петербурга
2009 год
Слайд 2Узнавать онегинскую строфу среди других стихотворных примеров по напеву, ритмической
организации, рифмовке.
Привить вкус к литературоведческому исследованию текста
Развивать словарный запас учащихся
Почувствовать
уникальность поэтического открытия Пушкина
Цели и задачи урока:
Слайд 3«…пишу не роман, а роман в стихах- дьявольская разница»
А. С.
Пушкин
П. Вяземскому
4 ноября 1823 года
Слайд 4 Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных
звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует,
Перо, забывшись, не
рисует,
Близ неоконченных стихов,
Ни женских ножек, ни голов;
Погасший пепел уж не вспыхнет,
Я все грущу; но слез уж нет,
И скоро, скоро бури след
В душе моей совсем утихнет:
Тогда-то я начну писать
Поэму песен в двадцать пять.
Роман «Евгений Онегин».
Слайд 5Проблемные вопросы
Почему роман, написанный одинаковыми строфами, не кажется монотонным, а
читается живо, с интересом?
В чём специфика онегинской строфы?
В чём уникальность
поэтического изобретения Пушкина?
Слайд 6
Что такое строфа?
Строфа — это группа стихов, объединённая каким-либо формальным
признаком, повторяющимся периодически.
Слайд 7
Каковы особенности строения онегинской строфы?
Онегинская строфа, созданная Пушкиным для своего
романа в стихах, — одна из самых длинных в русской
поэтической практике: 14 стихов с рифмовкой АбАб+ВВгг+ДееД+жж. Таким образом, здесь следуют друг за другом четверостишия всех трёх возможных рифмовок — перекрёстной, парной и охватной, а затем заключительное двустишие.
(М. Л. Гаспаров «Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях»)
Слайд 8
Каким размером написан роман «Евгений Онегин»?
4 - стопным ямбом —
метром, лучше всего передающим особенности разговорного синтаксиса
Слайд 9Как развивается тема в отдельно взятой строфе романа «Евгений Онегин»?
Каждая строфа Онегина — это почти самостоятельное стихотворение.
Поэтому так редки переносы стихов из строфы в строфу.
…Первое четверостишие строфы представляет собой законченную формулировку темы строфы.
Слайд 10 Затем эта тема вольно развивается и варьируется на протяжении 8
стихов.
И это развитие темы замыкается как бы заключением афористического
характера в последнем двустишии строфы.
Таким образом, по одним четверостишиям можно в общем следить за развитием сюжета романа.
Б. Томашевский
Слайд 11Итак:
Тема – развитие темы – поворот темы – разрешение темы.
Докажите
это на примере выученных строф из романа «Евгений Онегин».
Слайд 13
Задача:
узнать онегинскую строфу среди других стихотворных отрывков из произведений
Пушкина по напеву, ритмической организации, рифмовке, содержанию.
Слайд 14а
а
Б
в
Б
в
Г
д
Г
д
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне
скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то
счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин»
аа+БвБв+ГдГд
Слайд 15 Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И
пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо всё кругом;
Но в замке шёпот и смятенье.
В одной из башен, под окном,
В глубоком, тяжком размышленье,
Окован, Кочубей сидит
И мрачно на небо глядит.
аБаБ+ввГвГ+дЕдЕ+жж
а
Б
а
Б
в
в
Г
в
Г
д
Е
д
Е
ж
ж
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»
Слайд 16Отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Я думал уж
о форме плана,
И как героя назову;
Покамест своего романа
Я кончил первую
главу;
Пересмотрел всё это строго;
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу,
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам;
Иди же к невским берегам,
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
1. А
2. б
3. А
4. б
5. В
6. В
7. г
8. г
9. Д
10.е
11.е
12.Д
13.ж
14.ж
АбАб+ВВгг+ДееД+жж
Слайд 17Ответьте на проблемные вопросы, привлекая домашние наработки и высказывания литературоведов.
Почему
роман, написанный одинаковыми строфами, не кажется монотонным, а читается живо,
с интересом?
В чём специфика онегинской строфы?
В чём уникальность поэтического изобретения Пушкина?
Слайд 18Высказывания литературоведов
«…поэту нужна была стихотворная форма, которая давала бы
возможность совместить изложение сюжета, характеристику героев и их душевных движений
со свободными лирическими высказываниями автора».
Э. А. Красновский
Слайд 19«Онегинская строфа кажется поразительно простой и как бы созданной без
всякого затруднения и усилия; она словно сама собой слагается, звучит
и льётся…до такой степени естественно, легко и свободно располагаются в нужный строфический рисунок её летучие и беглые строки».
Л. Гроссман
Слайд 20 «Строфа «Онегина»обладает исключительной цельностью и замкнутостью. При значительном объёме строфы
эта автономность приводит к тематической обособленности строфы».
Б. В. Томашевский
Слайд 21 «Строфа «Онегина» — это не только синтаксическая, но и сюжетно-тематическая
единица, ступень в повествовании, миниатюрная глава рассказа».
В. Томашевский
Слайд 22 «Каждая строфа Онегина – это почти самостоятельное стихотворение».
Б. В.
Томашевский
Слайд 23 «Всё это индивидуализирует онегинскую строфу, придавая ей специфический стиль вольного
повествования с ярко выраженным личным вмешательством рассказчика...
Автор и его
герои сталкиваются непрерывно».
Б. Томашевский
Слайд 24 «…создаёт субъективное впечатление раскованности, свободы интонации, побеждающей условность поэтической речи.
В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы
нестиховой речи над стихом».
Ю. Лотман
Слайд 25Выводы
Онегинская строфа позволяет совместить изложение сюжета, характеристику героев и их
душевных движений со свободными лирическими высказываниями автора.
Автор избегает монотонности за
счёт трёх разнообразных способов рифмовки.
В результате усложнения структуры возникает иллюзия её уничтожения – победы нестиховой речи над стихом.
Строфа «Онегина» — это миниатюрная глава рассказа.
В строфе, как в капле океана, отразилось содержание и особенности романа в стихах в целом.
Слайд 26Задача на усложнение:
прослушайте отрывки из произведений последователей Пушкина и
определите, онегинской ли строфой они написаны
Слайд 27Безмолвие
Ю. Балтрушайтис,1918 год
а
б
А
б
В
В
г
г
Д
е
е
Д
ж
ж
абАб+ВВгг+ДееД+жж
Я в жизни верую в значенье
Молитв,
сокрытых тишиной,
И в то, что мысль — прикосновенье
Скорбящих душ к
душе родной…
Вот почему я так упорно
Из тесноты на мир просторный,
Где только пядь межи — мой дом,
Гляжу в раздумии немом…
И оттого в томленьи духа,
Благословляя каждый час,
Что есть, что вспыхнет, что погас,
Безмолвный жрец, я только глухо
Молюсь святыне Бытия,
Где мысль — кадильница моя…
Слайд 28Отрывок из поэмы Е. Боратынского «Бал», 1825-1828
1. А
2. б
3.
б
4. А
5. в
6. Г
7. в
8. Г
9. д
10. д
11. Е
12. ж
13.
Е
14. ж
АббА+вГвГ+дд+ЕжЕж
Я называл её сестрою,
С ней игры детства я делил;
Но год за годом уходил
Обыкновенной чередою.
Исчезло детство. Притекли
Дни непонятного волненья,
И друг на друга возвели
Мы взоры, полные томленья.
Обманчив разговор очей.
И, руку Олиньки моей
Сжимая робкою рукою,
«Скажи, — шептал я иногда, —
Скажи, любим ли я тобою?»
И слышал сладостное да.
Слайд 29Отрывок из поэмы «Тамбовская казначейша»
М. Ю. Лермонтов
Родов, обычаев боярских
Теперь и
следу не ищи,
И только на пирах гусарских
Гремят, как прежде трубачи.
О,
скоро ль мне придётся снова
Сидеть среди кружка родного
С бокалом влаги золотой
При звуках песни полковой!
И скоро ль ментиков червонных
Приветный блеск увижу я,
В тот серый час, когда заря
На строй гусаров полусонных
И на бивак их у леска
Бросает луч исподтишка!
1. А
2. б
3. А
4. б
5. В
6. В
7. г
8. г
9. Д
10. е
11. е
12. Д
13. ж
14. ж
АбАб+ВВгг+ДееД+жж
Слайд 31 Онегинская строфа - это поэтическое открытие Пушкина, не повторённое никем
в рамках крупного произведения. «Евгений Онегин» — единственный в XIX
веке роман в стихах. Всё остальное, написанное онегинской строфой, воспринимается как стилизация.