Разделы презентаций


Афанасий Фет Шёпот, робкое дыханье… 9 класс

Содержание

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…»
Урок литературы
в 9 классе

Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…»Урок литературы в 9 классе

Слайд 2 Ясинская Светлана Георгиевна

МОУ «СОШ № 22»

Череповец
Ясинская Светлана Георгиевна         МОУ

Слайд 3 Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,
Серебро и колыханье

Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,


Шёпот, робкое дыханье,       Трели соловья,   Серебро

Слайд 4 В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря

И лобзания, и слёзы; И заря, заря! 1850


В дымных тучках пурпур розы,

Слайд 5Восприятие стихотворения
Что непонятно?
Что увидели?
Что услышали?
Что почувствовали?

Восприятие стихотворенияЧто непонятно?Что увидели?Что услышали?Что почувствовали?

Слайд 6Странности текста
Что в тексте показалось необычным?
Что необычно с точки зрения

синтаксиса?
Что необычно с точки зрения морфологии?



Странности текстаЧто в тексте показалось необычным?Что необычно с точки зрения синтаксиса?Что необычно с точки зрения морфологии?

Слайд 7Синтаксис
Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

Синтаксис  Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.

Слайд 8Морфология
В тексте нет глаголов, в основном имена существительные

и прилагательные.

Морфология  В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.

Слайд 9Языковая композиция текста
Какие имена существительные указывают

на природу?
Какие имена существительные указывают на состояние

человека?
Сделайте вывод.





Языковая композиция текста    Какие имена существительные указывают на природу?   Какие имена существительные

Слайд 10Природа
Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет

ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря,

заря.


Природа  Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур

Слайд 11Человек
Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица,

лобзанье, слёзы.

Человек  Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.

Слайд 12Вывод
Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда:

природа и человек.
В основе композиции лежит приём

психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.


Вывод  Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек.   В основе

Слайд 13Первая строфа
Какова микротема?
Какие краски? Почему?

Какие звуки? Почему?
Какие средства художественной выразительности

использует поэт?






Первая строфа  Какова микротема?  Какие краски? Почему?   Какие звуки? Почему?  Какие средства

Слайд 14Микротема - 1
Свидание влюблённых вечером у ручья.

Микротема - 1 Свидание влюблённых вечером у ручья.

Слайд 15Краски - 1
Неяркие краски, потому что уже вечер.

Краски - 1  Неяркие краски, потому что уже вечер.

Слайд 16Звуки - 1
Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.

Звуки - 1  Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.

Слайд 17Тропы - 1
Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают

образ засыпающей природы.

Тропы - 1  Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.

Слайд 18Вторая строфа
О чём идёт речь?
Какие звуки?

Какие краски? Почему?
Какова роль эпитетов?





Вторая строфа  О чём идёт речь?  Какие звуки?  Какие краски? Почему?  Какова роль

Слайд 19Микротема - 2
Ночь, которую проводят влюблённые.

Микротема - 2  Ночь, которую проводят влюблённые.

Слайд 20Звуки - 2

Тишина

Звуки - 2          Тишина

Слайд 21Краски - 2
Нет цветовых определений, потому что темно.

Краски - 2  Нет цветовых определений, потому что темно.

Слайд 22Тропы - 2
Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают

образ любимого человека.

Тропы - 2   Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.

Слайд 23Третья строфа
Какова микротема?
Какие краски?

Почему?
Какие звуки? Почему?
Какова роль средств художественной

выразительности?
Сделайте вывод.







Третья строфа   Какова микротема?   Какие краски? Почему?  Какие звуки? Почему?  Какова

Слайд 24Микротема - 3
Утро, расставание влюблённых.

Микротема - 3 Утро, расставание влюблённых.

Слайд 25Краски - 3
Яркие тона, восход солнца.

Краски - 3  Яркие тона, восход солнца.

Слайд 26Звуки - 3
Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.

Звуки - 3  Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.

Слайд 27Тропы - 3
Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь»

создают образ просыпающейся природы.

Тропы - 3   Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.

Слайд 28Вывод
Фет использует приём цветового и звукового контраста.

В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие

тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.


Вывод   Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в

Слайд 29Время и действие
В стихотворении глаголов нет, а

действие есть.
Как автор этого добивается?
Какова временная

характеристика?




Время и действие   В стихотворении глаголов нет, а   действие есть. Как автор этого

Слайд 30Движение
В большинстве имён существительных заключено движение –

«трели», «колыханье».

Движение   В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».

Слайд 31Время
Вечер,

ночь, утро.

Время         Вечер, ночь, утро.

Слайд 32Ритмический рисунок стихотворения
Метр – хорей. Размер - разностопный

с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская

и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная .Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная ,богатая, открытая и закрытая.Рифмовка в строфе перекрёстная.
Сделайте вывод.



Ритмический рисунок стихотворения  Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7

Слайд 33Вывод
Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа,

чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование

длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.


Вывод  Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт

Слайд 34Особенности композиции стихотворения
В тексте три строфы по

4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих –

человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.
Сделайте вывод.



Особенности композиции стихотворения   В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе

Слайд 35Вывод
Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных

рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения,

он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.


Вывод  Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не

Слайд 36Литература
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988
Эткинд Е.

Разговор о стихах. – М.,1970
Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002


Литература Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. –

Слайд 37Литература
7. Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001
8.

Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994
9. Сухих

И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11
10. Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11
11. Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982
12. Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000
Литература7.  Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 20018.  Баевский В. История русской поэзии. –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика