Презентация к уроку в 10 классе по драме Н.А. Островского «Гроза»
Учитель МОУ СОШ № 7 г.Балашова ТРАПКОВА Надежда Николаевна
2009 г.
Prezentacii.com
Презентация на тему Презентация на тему А.Н. Островский "Гроза" из раздела Литература. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Презентация к уроку в 10 классе по драме Н.А. Островского «Гроза»
Учитель МОУ СОШ № 7 г.Балашова ТРАПКОВА Надежда Николаевна
2009 г.
Prezentacii.com
«Благословляю я… следовать всем христианским законам и жить с женой совместно и в правде с верой творя волю божью и соблюдая заповеди его… домочадцев своих, наставляя не насилием, не побоями…»
« Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной, русской культуры».
(Г.П. Федотов).
проблема любви в пьесе связана с пониманием и оценкой характера Бориса.
Добролюбов в статье
«Луч света в темном царстве»
писал, что Борис
весьма далек
не только от православной
святости,
но и от нравственных идеалов
Катерины.
Чем является любовь Катерины – ослеплением, разрешительной страстью или прозрением, высшей ценностью в жизни?
Какого Бориса полюбила Катерина,
может, «хорошего человека»,
по словам Кулигина?
Понять значительность образа Бориса у Островского, внутреннюю идею, выраженную в этом герое и связанную с раскрытием глубинных основ русского национального характера, нам поможет сравнение его с другим Борисом в русской литературе – героем «Сказания о Борисе и Глебе», созданного
в начале ХП века.
Князья Борис и Глеб,
добровольно принявшие смерть,
стали первыми русскими святыми.
Основное в характере князя Бориса
раскрывается в одной фразе:
весь облик его был уныл,
и сердце его святое было сокрушено,
ибо был блаженный правдив и щедр,
кроток, тих, смиренен,
всех он жалел и всем помогал.
ВЫВОД ПЕРВЫЙ:
Герои обоих произведений – неповинные жертвы за грехи отцов своих и за грешный мир. Смерть князя Бориса в «Сказании» есть в какой-то мере расплата за грехи его дяди и отца, совершенные им до святого крещения. Бесправное положение Бориса в «Грозе», «неволя», в которой он оказался, - тоже следствие греха отца, нарушившего волю родителей, женившись «на благородной». Бабушка своим завещанием хотела восстановить нарушенный закон почитания воли родителей, послушания старшим.
- Как же святость «блаженного» Бориса отражается на героях «Грозы»?
Катерина и Борис отказываются и не желают бороться за свою любовь. Борис не хочет бежать с Катериной, как бежали Кудряш с Варварой. Все это объясняется «кротостью» героев, смирением перед нравственными законами, любовь их греховна, преступна, безнравственна, т.к. находится вне семьи.
Глубоко понять характер Кабановой и объяснить ее поступки невозможно без изучения «Домостроя», без знания о двух типах русской святости, выраженных в ХУ1 веке в русских святых: Ниле Сорском и Иосифе Волоцком.
«… как детей своих воспитать
в подчинении и страхе божьем…
любить их и беречь,
но и страхом спасать,
наказывая и поучая» ( п.15)
- женам «прежде всего,
иметь страх божий и
Пребывать
в телесной чистоте» (п.29).
- «наказывай сына своего
в юности его
и не жалея бей ребенка:
если кнутом посечь его,
не умрет, но здоровее будет,
ибо ты, наказывая его тело,
душу его избавишь от смерти,
воспитай детей в запретах
и найдешь в них покой и благословение,
не улыбайся ему, играя…и
не дай ему воли в юности» (п.17).
Вывод ВТОРОЙ:
Значит, Кабанова, согласно «Домострою», видела свой долг и свою обязанность в том, чтобы учить и наставлять своих детей, чтобы сохранить семью, поддерживать «Закон» и «Порядок» в доме. А «порядок», убеждена Кабанова, можно поддерживать только страхом, только страх может удержать от греха. Она извлекает из Библии и Домостроя именно те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм.
- Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала И звали эту девушку Катерина.
Проблема нравственного выбора,
а затем гибели связана именно с ней.
В Катерине торжествуют жизнелюбивые
начала православной религиозности.
Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу? Пойти вопреки Божьей воле? Любовь?
Не любовь, а обреченность
толкает ее к Борису.
Не может Тихон дать ей счастья,
да и защитить не может,
подчиняется только воле матери.
- Да и Борис не может
дать ей счастье.
Избранник ее совсем не тот,
кем она его себе представляла.
- Да, мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась… Как же ей жить дальше? И в грехе перед всеми раскаялась, но не стало легче…Вернуться к мужу и к свекрови невозможно: там все чужое. Один путь – в Волгу.
- Что же заставило ее прыгнуть?
- Для нее не умереть по своей воле, а продолжать существовать в лицемерии, притворстве, обмане – вот что греховно.
- Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, лжи, жестоких законов. Смелая и бескомпромиссная, она полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса.
- Свободолюбивая, она постоянно испытывает домашний гнет, вынуждена сносить бесконечные и несправедливые попреки свекрови.
ВЫВОД ПО УРОКУ:
- Драма «Гроза» в большей
степени связана с древнерусской
культурной эпохой.
- В Катерине торжествует
жизнелюбие русского народа,
который искал в религии
не отрицание жизни,
а утверждение ее.
Prezentacii.com
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть