Слайд 1Аналитическое чтение поэмы
«Двенадцать»
Слайд 3Блок и революция
Январь 1918 года.
«…Поэма написана в ту пору, когда
проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях—природы, жизни и
искусства»
А.Блок статья «Интеллигенция и революция»
«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»…
Поэма «Двенадцать»,
Статья«Интеллигенция и революция»:
«Что же вы думали? Что революция – идиллия ?Что творчество ничего не разрушает га своем пути? …что так бескровно и безболезненно разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью…между интеллигенцией и народом?»
Стихотворение «Скифы».
Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Образ ветра, стихии— это глубокое противоречие в человеческой душе, оно не может быть однозначно добром или злом.
Слайд 41 глава
Место – «божий свет». Гигантская сфера, как будто действие
происходит на гигантской покатости земного шара, потому и трудно держаться
на ногах.
Время. «Черный вечер».
Цвета – черный, белый, красный.
Главный герой – ветер – стихия революции.
Старый мир –
«старушка-курица»,
«товарищ поп»,
«писатель-вития»,
«барыня в каракуле»
«профсоюз» проституток – сметены веселым, злым ветром революции.
Устоял буржуй.
Глава заканчивается вопросом: «Что впереди?»
Слайд 52 глава.
Во второй главе появляются герои. Идут обыкновенные люди –
парни с городских окраин. В них нет ничего героического.
В зубах
- цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
Все обыденно. И разговоры обыденные:
— А Ванька с Катькой — в кабаке...
Ванька просто не с ними, а потому — против них.
Сначала отказ от запретов.
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Слайд 6Заявлена цель их движения (тем, кто их ведет к новой
жизни): «Неугомонный не дремлет враг».
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка
пулей в Святую Русь…
Эх, эх, без креста!
Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: «Бога нет — и все дозволено».
Слайд 73 глава
Двенадцать строк – три четверостишия. Диапазон —
От солдатской
песни до молитвы.
Частушка и марш.
Цель огромна — «Мировой
пожар в крови». Революция для Блока — сложнейшая переделка внутреннего мира человека. Это явно перекликается со словами Иисуса Христа: «Построить храм новой веры в душах ваших». Пожар именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого надобно отрешиться от старого.
И вдруг — «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!»
Слайд 84и5 главы
Четвертая и пятая главы посвящены героине поэмы – Катьке. Ради
таких, как она, по утверждению большевиков, делалась революция. Но что
изменилось в ее жизни? Да только клиенты:
«С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла».
Слайд 96 глава
Кульминация поэмы.
Бессмысленность убийства: месть Ваньке не осуществлена: «Утек,
подлец!»
Зато безжизненное тело Катьки — «наглядный» упрек:
А Катька где?—
Мертва,
мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада —
Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Повторы слов и фраз, как упреки совести, которую, заглушив, не обмануть.
А через Катьку просто перешагивают, устремляясь вперед на встречу с таинственным и неугомонным врагом:
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Но перед нами не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв. Через нее перешагнули и забыли.
Блок почувствовал, что в революции есть и разрушительная стихия, «черная злоба».
Слайд 107 глава.
В шестой главе поэмы, после убийства Катьки, начинается перелом,
переход от веселой удали к ощущению трагизма.
Это сгущение красок
и теней — от сомнений Блока в созидательных началах революции.
Автор сочувствует Петьке потому, что в нем живы человеческие чувства и сознание преступления.
«Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица», — говорил Блок о Петьке, которому от любви и боли «не оправиться никак».
Слайд 11Слова Петрухи о Катьке — одни из самых проникновенных в
блоковской любовной лирике вообще:
- Ох, товарищ, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...
- Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родники пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!
Слайд 12
Но товарищи Петрухи обрывают его исповедь: «Не такое нынче время».
В этой главе убивается любовь к Катьке и тоска. Полное
пренебрежение к личности.
Слайд 138 глава.
Но контроль нравственный красногвардейцами уже потерян:
«Гуляет нынче голытьба!»
Выжженное
пространство. Отъединенность от всех. Богооставленность.
И человеческая боль обращается в ожесточение:
Уж
я ножичком
Полосну, полосну!..
Слайд 149 глава
Тишина опустошенного, разграбленного мира.
В элегических строфах городского романса
обнаруживается, что старый мир сломлен и обессилен:
Стоит буржуй, как пес
голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Слайд 1510 глава
Нарастает ощущение слепоты красногвардейцев, их затерянности в обезлюдевшем мире
бездорожья.
Стихия природы уже не с ними, а против них. Это
вызывает отчаянный вскрик Петьки – обращение за помощью к Богу:
Ох, пурга какая, Спасе!
Однако сотоварищи по убийству напоминают Петьке о бесполезности церкви для революции («От чего тебя упас / Золотой иконостас?», «Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?»).
Оказывается, они шли на это убийство сознательно. Катька — средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, — единомышленники.
Слайд 1611 глава
Преступление и высокая нравственная цель, как и у
Достоевского, у Блока оказываются «несовместными».
И потому в 11-й главе красногвардейцы «идут без имени святого».
Рефрен («Вперед, вперед, / Рабочий народ!») подчеркивает бесцельность движения:
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
И движение становится тяжким, и знамя уже не воодушевляет, а препятствует:
В очи бьется Красный флаг.
Но Двенадцать все идут и идут:
Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Слайд 1712 глава
Встреча произошла. Это встреча с Христом. Эти двенадцать стреляют
в него. Они от Христа отказались. Преступая через кровь, красногвардейцы
идут дальше «без имени святого», хотя в незримом сопровождении Христа.
А он «с кровавым флагом». Принял на себя всё — и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Поэт предвидел все бесконечные жертвы.
А Христос от России не отказывается.
Слайд 19
Об отношении двенадцати и простонародного Исуса велись разнообразные споры.
Благославляет ли
Христос красногвардейцев и возглавляет ли движение своих апостолов?
Убегает ли он,
а они преследуют и стреляют в невидимый призрак?
Несет ли он сам кровавый флаг или полотнище развевается само по себе?
Слайд 20
"Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы
этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился:
почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: "К сожалению, Христос"».
Слайд 21Поэту ясно только одно: прошлое (безродный пес старого мира), настоящее
(двенадцать апостолов-разбойников), возможное будущее (невидимый призрак под красным флагом и
в «белом венчике из роз») оказываются в одном символическом пространстве-времени, посреди вьюги, с памятью о невинной жертве.
Слайд 22
Вот почему поэма заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю,
в метель.
Блок не осуждает революцию и не оправдывает ее.
Он занял самую трудную позицию — показал революцию во всей ее сложности.
Слайд 23Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года
Рожденные в года
глухие
Пути не помнят своего.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в Вас, надежды ль весть?
От дней войны, до дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть…
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие Твое!
Слайд 24
В презентации использовалась аудиозапись поэмы в исполнении Игоря Кваши.
Поэма Александра
Блока «Двенадцать» в книге И.С. Грачевой Уроки русской литературы, СПб,
1994.