Слайд 1Анализ эпизода литературного произведения
Смерть Базарова
По роману И.С. Тургенева
«Отцы и дети»
Слайд 2План работы над анализом эпизода литературного произведения.
Установить границы эпизода
Определить основное
содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют.
Проследить смену
настроений, чувств героев, мотивировку их поступков.
Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет.
Проследить логику развития авторской мысли.
Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу.
Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла
Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.
Слайд 3О чем надо помнить!!!
Главная опасность- замена анализа пересказом
Анализ эпизода- это
сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения.
Анализ эпизода предполагает внимание
к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом.
В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.
Слайд 4Идейный замысел романа «Отцы и дети»
В апреле 1862 г. Тургенев
писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель».
И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен».
В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».
Слайд 5Пишем сочинение…
Установить границы эпизода
Эпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю
главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя,
так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый , возвышенный, любящий.
Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким( отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа ( он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)
Слайд 6Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем
участвуют
Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во
врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом . При вскрытии Базаров порезался
В тот же день Базарову становится плохо, оба ( и отец ,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.
Слайд 7Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков.
Умереть так, как
умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент
смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»
Слайд 8Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет.
Болезнь Базарова сделана так сильно, что
иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться. А
конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни?
Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.
Слайд 9Композиция эпизода:
Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в
телеге по дороге домой.
Завязка: три дня Евгения не было дома,
он вскрывал умершего от тифа мужика.
Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой
Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова
Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.
Слайд 10Проследить логику развития авторской мысли.
Базаров умирает от случайного пореза пальца,
но смерть его , с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев
определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно.
У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает . «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее.
Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.
Слайд 11Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную
атмосферу.
Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в
тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе.
Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью ( « вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.
Слайд 12Вывод
Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно,
он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим
любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу.
Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»
Слайд 13Изобразительно-выразительные средства языка
Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты.
Антитеза -
противопоставление.
Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность
явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.
Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения
Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп.
Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор.
Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения.
Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа)
Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп.
Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной.
Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.