Разделы презентаций


Анализ лирического произведения

Содержание

Стихотворение Небольшое лирическое произведение, в котором выражается непосредственно чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЗЕМЛИ РОДНОЙ ОЧАРОВАНЬЕ… /Анализ лирического произведения /

ЗЕМЛИ РОДНОЙ ОЧАРОВАНЬЕ… /Анализ лирического произведения /

Слайд 2Стихотворение
Небольшое лирическое произведение, в котором выражается

непосредственно чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни.


Стихотворение    Небольшое лирическое произведение, в котором выражается непосредственно чувство, возбужденное в поэте известным явлением

Слайд 3План анализа лирического стихотворения
1. Название стихотворения, комментарий, отражающий своеобразие

авторского замысла.
2. Тема.
3. Идея.
4. Изобразительно - выразительные средства языка (эпитеты,

метафоры, олицетворения, сравнения).
План анализа лирического стихотворения 1. Название стихотворения, комментарий, отражающий своеобразие авторского замысла.2. Тема.3. Идея.4. Изобразительно - выразительные

Слайд 4Виды лирических стихотворений:
- пейзажные;
-

гражданские;
- философские;
- любовные.


Виды лирических стихотворений: -   пейзажные; -  гражданские; -  философские; -  любовные.

Слайд 5Ф.И. Тютчев
Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев Не то, что мните вы, природа –

Слайд 6Эпитет
Поэтическое определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Золотая

осень

Эпитет   Поэтическое определение, придающее выражению образность и эмоциональность.Золотая осень

Слайд 7Метафора
Скрытое сравнение, перенос названия одного
предмета на другой

на основании их сходства;
переносное значение слова, основанное на

употреблении одного предмета другому по
сходству или по контрасту. Метафору всегда
можно пересказать с помощью слов «как», «похож».
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Метафора Скрытое сравнение, перенос названия одного  предмета на другой на основании их сходства;  переносное значение

Слайд 8Сравнение
Сопоставление одного явления или предмета с другим.


Пыль стояла столбом.
Везде, по

всей усадьбе, словно в муравейнике,
утра до ночи копошились люди.
Тополя

похожи на кипарисы.
СравнениеСопоставление одного явления или предмета с другим.Пыль стояла столбом.Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, утра до

Слайд 9Олицетворение
Вид метафоры; изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

С

гор побежали ручьи.
Ветер, ветер, ты могуч…
Тополя тревожно прошуршали.

Олицетворение  Вид метафоры; изображение неодушевленного предмета как одушевленного.С гор побежали ручьи.Ветер, ветер, ты могуч…Тополя тревожно прошуршали.

Слайд 10
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля - И в

сиянье потонула Вся смятенная земля.
(Ф.И. Тютчев)

Солнце раз еще взглянулоИсподлобья на поля - И в сиянье потонула Вся смятенная земля.(Ф.И. Тютчев)

Слайд 11Ф.И. Тютчев
Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что

же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам

улететь!
Ф.И. Тютчев  Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром

Слайд 12Ф.И.Тютчев
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил

ее края.

Ф.И.ТютчевВот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил ее края.

Слайд 13(продолжение)
Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей

и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля - И в сиянье

потонула Вся смятенная земля.

(продолжение)Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.  Солнце

Слайд 14 Вывод: природа в стихах Ф.И. Тютчева живет не сама по

себе. Её образы нужны поэту для раскрытия внутреннего мира человека.

В этом стихотворении описано состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.
1 и 2 строфы - ожидание грозы,
3 и 4 – саму грозу,
5 строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.
Эпитеты создают цветовые образы:
«зеленеющие нивы / зеленее под грозой»,
«синей молнии струя», «пламень белый и летучий». Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей». Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Вывод: природа в стихах Ф.И. Тютчева живет не сама по себе.

Слайд 15А.А.Фет
Ель рукавом мне тропинку завесила.          Ветер. В лесу одному Шумно, и

жутко, и грустно, и весело,          Я ничего не пойму. Ветер. Кругом

все гудёт и колышется,          Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится          Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного!          Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного          Нежно приветствуешь ты.
А.А.ФетЕль рукавом мне тропинку завесила.          Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Слайд 16Вывод: Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными",

Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму».
Он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.
Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Вывод:  Стихи Фета окружены сиянием.  Чехов называл их

Слайд 17А.Н. Майков
Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула

река... На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека...

А.Н. Майков  Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула река... На тряской мельнице колеса Уже шумят

Слайд 18А.Н.Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело

топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу

мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
А.Н.Майков «Осень»  Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса

Слайд 19А.Н. Майков (продолжение)
Нет мне здесь прежних утех! Лес

с себя тайну совлёк: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;


А.Н. Майков (продолжение)   Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлёк: Сорван последний

Слайд 20
А.Н. Майков «Осень» (окончание)
Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около

пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и

сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.

А.Н. Майков «Осень» (окончание)Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных

Слайд 21А.Н.Майков «Осень»
Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело

топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу

мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
А.Н.Майков «Осень»  Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса

Слайд 22А.Н.Майков «Осень» (продолжение)
Нет мне здесь прежних утех! Лес

с себя тайну совлёк: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.

А.Н.Майков «Осень» (продолжение)   Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлёк: Сорван последний

Слайд 23Лучшие стихи А.Н. Майкова кристально чисты и свежи. В этом

и заключается их характерное качество.
В

этом стихотворении преобладают восклицательные предложения, что свидетельствует об особенном эмоциональном состоянии лирического героя: его переполняет восторг и душевный трепет.
Образность стихотворения создаётся за счёт ярких эпитетов («лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес»), многочисленных олицетворений, цветовой гаммы стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
Лучшие стихи А.Н. Майкова кристально чисты и свежи.  В этом и заключается их характерное качество.

Слайд 24А.Н.Майков «Пейзаж»
Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой

колеёю Идёшь - и нет конца пути... Кругом пестреет лес зелёный; Уже румянит

осень клёны,



А.Н.Майков «Пейзаж» Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеёю Идёшь - и нет

Слайд 25А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение)
А ельник зелен и тенист;- Осинник желтый бьёт

тревогу; Осыпался с берёзы лист И, как ковёр, устлал дорогу...

А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение)  А ельник зелен и тенист;- Осинник желтый бьёт тревогу; Осыпался с берёзы лист

Слайд 26А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение)
Идёшь, как будто по водам, Нога шумит...

а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет. А

красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят... Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула река... На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека...
А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение)  Идёшь, как будто по водам, Нога шумит... а ухо внемлет Малейший шорох в

Слайд 27«Пейзаж»
В этом стихотворении А.Н.Майков изобразил

самое начало осени. Именно тогда лес поражает обилием красок.

Поэт одушевляет природу, поэтому в стихотворении много олицетворений: «румянит осень клёны», «Осинник желтый бьёт тревогу», «папоротник дремлет» и др.
Интересные сравнения: опавшие листья сравниваются с ковром, мухоморы – со сказочными карлами – свидетельствуют о богатой фантазии поэта.
Обращает на себя внимание обилие предложений с многоточием. Этот знак ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, например, волнением говорящего. Именно это чувство владеет автором стихотворения, любующимся пейзажем.
«Пейзаж»     В этом стихотворении А.Н.Майков изобразил самое начало осени. Именно тогда лес поражает

Слайд 28«Пейзаж» и «Осень»
- это стихотворения,

в которых рисуется осень. Оба написаны от первого лица, поэт

передаёт в них своё восприятие природы.
В отличие от других поэтов, например, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в поэзии
А.Н. Майкова нет сложности мысли, нет загадочности, недосказанности.
«Пейзаж» и «Осень»     - это стихотворения, в которых рисуется осень. Оба написаны от

Слайд 29Приходим к выводу, что…
Эти поэты обладали удивительным

даром - даром рисовать словами, так же, как художники рисуют

красками.

Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям. (Слайды 1- 36 – по 12 рисунков от каждой группы)

Приходим к выводу, что…   Эти поэты обладали удивительным даром - даром рисовать словами, так же,

Слайд 30Вывод:
Стихи нам помогают увидеть красоту родного края,

иначе понимать всё живое, особенно язык природы. Поэзия - великое

чудо! Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку чуткому и внимательному, доброму и заботливому.
Постарайтесь же стать такими!
Вывод:   Стихи нам помогают увидеть красоту родного края, иначе понимать всё живое, особенно язык природы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика