Слайд 1Тема: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал...».
Образ обывателя в
сказке «Премудрый пискарь»
М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Приготовила: Монгуш ЕМ
Слайд 2Цель урока:
анализ сказки «Премудрый пискарь»;
раскрыть художественное своеобразие сказки;
показать, в
чём смысл и назначение человека;
обличение пороков, освещение злободневных вопросов
русской действительности, выражение народных интересов, передовых идей.
Слайд 3Проблема урока.
Смысл жизни. В чём он?
Для чего появился
человек на земле?
Слайд 4
Л. Мартынов
Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли
паркет
И посмотрели косо вслед
Или незримый прочный след
В чужой душе на
много лет.
Слайд 5Написана сказка в 1881-1882 годах после удавшегося покушения народовольцев на
царя Александра 2 .
Наступает пора реакции.
Уж
очень худое время наступает,- замечает Салтыков-Щедрин в один из мартовских дней 1881 года.- В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются «борцами с изменой».
Слайд 6Наша задача – рассмотреть
судьбу пескаря.
Цель его жизни.
Итоги
жизни.
Слайд 7Что же тогда в завете пескаря?
Предостеречься от массы жизненных опасностей,
невзгод;
заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии.
В
завете пескаря меньше агрессивности, хищной наступательности.
Слайд 8Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?
«Хочешь жить – умей
вертеться».
«Моя хата с краю».
«Знай сверчок свой шесток».
«Уши
выше лба не растут».
Слайд 9О чём говорят эти житейские пословицы?
Обывательская мораль – невмешательства в
жизнь.
Обыватель – В царской России городской житель (купец, мещанин);
человек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими личными интересами.
Слайд 10Как же прожил пескарь свою жизнь?
не женился
детей не имел
ни друзей
ни
родных
ни он ни к кому,
ни к нему никто
в карты
не играл
вино не пил
табак не курил
Слайд 11Подводя итог своей жизни, открывается тоскливая истина
«Неправильно полагают те,
кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами,
кои, обезумев от страха, сидят в норках и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславья…живут, даром место занимают да корм едят».
Слайд 12Каков же итог жизни пескаря?
«Жил – дрожал, и умирал –
дрожал…»
Слайд 13Салтыков – Щедрин в сатирических очерках «Письма к тётеньке» писал:
«Атмосфера
словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные
сумерки, в которых встают какие-то вялые существа. Куда-то бредут эти существа и зачем бредут – они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ – куда хочешь. Всем как-то всё равно».
Слайд 14В книге Б. Ясенского «Заговор равнодушных» есть слова:
«Не опасайся друга
– он может только предать. Не бойся врага – он
может только убить. А бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и убийства».
Слайд 15Что вы скажете об этой мысли? Каков же нравственный урок
содержится в этой сказке? Можем ли мы согласиться с тем,
что «премудрые пескари» бевредны?.
Слайд 16Нравственные уроки
Трусость, страх, обывательское равнодушие ко
всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает
человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.