Разделы презентаций


Анализ стихотворения А.С. Пушкина Анчар 9 класс

Содержание

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анализ стихотворения А.С.Пушкина « Анчар»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина « Анчар»

Слайд 2ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов

поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа

— начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместье Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором

Слайд 3Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое

стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал собрать воедино все

черты зла и придать им обобщенный характер. Обратимся к названию стихотворения, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.
Стихотворение «Анчар» полностью посвящено изображению мира зла. Это самое суровое стихотворение в творчестве Пушкина. Здесь поэт задумал

Слайд 4(Анчар - древо яда; тропическое
Южно-азиатское дерево с ядовитым соком,


который использовался для смазывания
наконечников стрел, которым восточные
воины поражали

своих врагов)

О чем говорит нам это название?

(Анчар - древо яда; тропическое Южно-азиатское дерево с ядовитым соком, который использовался для смазывания наконечников стрел, которым

Слайд 5Композиция
Стихотворение делится на две части.
В первой части дается описание ядовитого

дерева.
Во второй части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть

своего раба.
Озаглавить их можно как:
(«Зло в природе» и « Зло в обществе»)
КомпозицияСтихотворение делится на две части.В первой части дается описание ядовитого дерева.Во второй части рассказывается о всесильном владыке,

Слайд 6Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт

(противоречие),
развитие действия — это вторая композиционная часть
(она начинается

с союза «Но») — скоротечная развязка
(она начинается с противительного союза «А»)
Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт (противоречие), развитие действия — это

Слайд 7 1 часть стихотворения. 1 строфа
Прочитав

первое четверостишие, следует выделить в последнем стихе числительное «один».

Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один.
Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества ( «стоит один»).
Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо , имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.
Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.
1 часть стихотворения.      1 строфа  Прочитав первое четверостишие, следует выделить

Слайд 82 строфа
Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва.
Пушкин создает

образ мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира

разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».
Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе.
Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева».
«Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила

2 строфаСухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва.Пушкин создает образ мира зла, пространства антимира, в котором

Слайд 9


И в самом анчаре все время подчеркивается

противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень»

содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).
Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной .
И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей.

Слайд 103 строфа
Глаголы
Деепричастие
«каплет»
«застывает»
«растопясь»
ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

3 строфаГлаголыДеепричастие«каплет»«застывает»«растопясь»ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

Слайд 11Прием градации усиливает впечатление

губительности «древа смерти»
Что такое градация? (Градация (от лат.

gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор )
Прием градации усиливает впечатление          губительности «древа смерти»Что такое

Слайд 12Все живое избегает прикосновения к анчару.

К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.
Все живое избегает прикосновения к анчару.

Слайд 13

«ТЛЕТВОРНЫЙ»
Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня

— тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.
«ТЛЕТВОРНЫЙ»Это слово из высокой славянской лексики

Слайд 145 строфа
Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое

избавление от мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и

дождь становится источником смерти:

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей уж ядовит
Стекает дождь в песок горючий.

5 строфаПоявляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в извращенном

Слайд 15Ключевые образы первой части.
Пустыня чахлая и скупая
Почва зноем раскалённая
Степи жаждущие
Зелень

мертвая
Вихорь черный,
тлетворный
Дождь ядовит
День гнева
Песок горючий
Грозный часовой ,один во всей

вселенной, древо смерти
Ключевые образы первой  части.Пустыня чахлая и скупаяПочва зноем раскалённаяСтепи жаждущиеЗелень мертваяВихорь черный, тлетворныйДождь ядовитДень гневаПесок горючийГрозный

Слайд 162 часть
«Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…»
С начала шестой

строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь

шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.
2 часть«Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…»С начала шестой строфы в стихотворении происходит идейно-композиционный перелом:

Слайд 17Образ раба
Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он

течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ

раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя.
Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба.
«принес», « ослабел» « лег» ,«умер»
Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных.
Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Образ рабаМетафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить

Слайд 18Образ владыки
Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ

тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы –

анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:     А царь тем ядом напитал     Свои послушливые стрелы     И с ними гибель разослал     К соседям в чуждые пределы.     Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». 

Образ владыкиОбраз владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное

Слайд 19Антитеза
В стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными

эпитетами:
«властный взгляд» - «послушно»,
«бедный раб» - «непобедимый владыка».

Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)».
Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».
АнтитезаВ стихотворении прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» - «послушно», «бедный раб»

Слайд 20Анафора
В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия

(анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение:
«Принес он смертную

смолу…
Принес – и ослабел и лег…»
Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя и усиливая эмоциональное напряжение напряжение:

Слайд 21Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам

о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для

чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.
Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет

Слайд 22О чём стихотворение «Анчар»?
Это стихотворение о неправедном
мироустройстве, о роли человека

в нём.
Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым

владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.
О чём стихотворение «Анчар»?Это стихотворение о неправедноммироустройстве, о роли человека в нём.Это произведение — о трагических, непримиримых

Слайд 23Главная мысль стихотворения.
Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против

беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том,

что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.
Главная мысль стихотворения.Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия

Слайд 24Идейный смысл.
Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества

власти самодержавия , призыв к её уничтожению.

Идейный смысл.Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия , призыв к её уничтожению.

Слайд 25Тема стихотворения.
Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с

философской, так и с общечеловеческой точки зрения

Тема стихотворения.Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения

Слайд 26Жанр
«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное

стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

Жанр«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

Слайд 27Размер
Это стихотворение написано в двухсложном размере.
Четырехстопный ямб.
Стихотворение построено по

принципу контраста.
«В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/, На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/,

Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/, Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»
Размер Это стихотворение написано в двухсложном размере. Четырехстопный ямб.Стихотворение построено по принципу контраста.«В пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/,

Слайд 28Рифма
На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму:
«В пустыне

чахлой и скупой», «Анчар как грозный часовой»; «На почве зноем

раскаленной», «Стоит- один во всей вселенной».
РифмаНа протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму:  «В пустыне чахлой и скупой»,  «Анчар как

Слайд 29Звукозапись
Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н]

и [р] (очевидно, слово «анчар» сказалось на всей звуковой структуре)

придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит.

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.

Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит( согласные «п» повторяется двадцать три раза ,а звук «ч»-восемнадцать раз

ЗвукозаписьУдивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и [р] (очевидно, слово «анчар» сказалось на

Слайд 30Эпитеты
«бедный раб»
«вихорь черный»
«в пустыне чахлой и скупой»
«песок горючий»
«жаждущие степи»
«непобедимый владыка»
«мертвая

зелень»
«лист дремучий»

Эпитеты«бедный раб»«вихорь черный»«в пустыне чахлой и скупой»«песок горючий»«жаждущие степи»«непобедимый владыка»«мертвая зелень»«лист дремучий»

Слайд 31Сравнения
«анчар , как грозный часовой»

Сравнения«анчар , как грозный часовой»

Слайд 32Метафоры
«послушно в путь потек»
«вихорь набежит»
«вихорь мчится прочь»
«природа напоила»
«на древо смерти

набежит»
«пот по белому челу струился хладными ручьями»
«природа жаждущих степей»

Метафоры«послушно в путь потек»«вихорь набежит»«вихорь мчится прочь»«природа напоила»«на древо смерти набежит»«пот по белому челу струился хладными ручьями»«природа

Слайд 33Старославянизмы и архаизмы
«хладными»
«ввечеру»
«вихорь»
«послушливые»
«древо»
«чело»

Старославянизмы и архаизмы «хладными»«ввечеру»«вихорь»«послушливые»«древо»«чело»

Слайд 34Всё это - рифма ,метафоры, сравнения, эпитеты , размер -

и передают то настроение и ту мысль , которую хотел

донести до нас автор.
Всё это - рифма ,метафоры, сравнения, эпитеты , размер - и передают то настроение и  ту

Слайд 35Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми.

Общество осуждено им, потому что в нем правят антигуманные законы,

потому что социальные отношения превращают одного человека во владыку, действующего сознательно во вред такому же человеку, а другого - в послушного раба. В обоих все человечество искажено.
Поэт в небольшом лирическом стихотворении раскрыл суть отношений между людьми. Общество осуждено им, потому что в нем

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика