Слайд 1Ф.И. Тютчев «Листья»
Оформила: Шаховская Л.Т.,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа
№ 7»
Петропавловск-Камчатского городского округа
2019
Слайд 3Актуализация знаний
Поэтическая тетрадь 1
Слайд 4Актуализация знаний
Разгадайте ребус
Слайд 5Актуализация знаний
Разгадайте ребус
Листья
Слайд 6Тютчев
Фёдор
Иванович
знаменитый русский поэт, дипломат и публицист
(1803 – 1873)
Слайд 8Объясните значение слова
племя – этническая и социальная общность людей, ведущих
патриархальную жизнь и связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и
самоназванием
зефиры – зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру
даром висеть – не достигая цели, впустую, бесполезно, напрасно
буйные ветры – порывистые, безудержные
с докучных ветвей – с надоевших ветвей
Слайд 9Тема урока
Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
Олицетворения – перенос свойств
человека на явление природы и на неодушевленные предметы: «сосны и
ели спят», «листья играли, купались», «лучи побледнели», «ветры сорвите, умчите»
Слайд 10Тема урока
Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
Метафоры – переносное употребление
слов на основе сходства: «сосны и ели …в снега и
метели закутавшись, спят», «мы ж, лёгкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли»
Слайд 11Тема урока
Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
Эпитеты – определение при
слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем
прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»): «тощая зелень», «лёгкое племя», «красное лето», «буйные ветры», «докучные (надоевшие, наскучившие) ветви»
Слайд 12Тема урока
Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
Сравнения – образное выражение,
построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим
признаком: «зелень как иглы ежа»
Слайд 13Тема урока
Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
Аллитерация – повторение в
стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью
усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи: грусть листьев подчёркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передаётся нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей! Скорее сорвите нас …»)
Слайд 14Тема урока
Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
Антитеза – стилистический прием,
основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается
на употреблении антонимов: «листья – иглы сосен и елей», «ввек – краткое время», вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев
Слайд 15Тема урока
Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление
холодного спокойствия мятежной натуре.
Главная мысль образно выражается в строках: «так
что же нам даром висеть и желтеть?»
Настроение
Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
Слайд 16Тема урока
Композиция – стихотворение написано в форме монолога листьев. В
нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о
хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Слайд 17Тема урока
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Федор
Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы,
воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.
Жанр – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием.
Слайд 18Итог урока
С каким произведением познакомились на уроке?
Кто автор стихотворения?
Слайд 19Домашнее задание
Стр. 63 – выразительно читать
Слайд 20Рефлексия
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да,
трудно все-таки учиться!
Слайд 22Интернет ресурсы
http://www3.picturepush.com/photo/a/8373541/img/Moje-tvo%C5%99en%C3%AD/p11.png
http://www.playcast.ru/uploads/2015/06/05/13864506.png
http://www.vsezdorovo.net/fon/list/klen/klen11.jpg
http://static.starlook.ru/img/9347568.image_page_big.3045953671.jpg
Автор шаблона презентации:
учитель русского языка и литературы
Тихонова
Надежда Андреевна