Слайд 1Дидактический материал
к уроку литературы в 10 классе
Анализ стихотворения Фёдора
Тютчева «Поток сгустился и темнеет»
Автор: Морозова Алла Станиславовна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Погромская СОШ им. А.Д.Бондаренко» Волоконовского района
Белгородской области
Слайд 2Ф.И. Тютчев
Текст слайда
1803-1873
Лирика Тютчева достойна восхищения. Этот писатель внес в
русскую литературу свое понимание, свое истолкование той или иной проблемы.
Совершенно справедливо высказывание И.С. Аксакова, в котором содержится оценка всему творчеству Тютчева: «Такого рода художественной красоты, простоты и правды нельзя достигнуть ни умом, ни восторженностью духа, ни опытом, ни искусством: здесь уже явное, так сказать, голое поэтическое откровение, непосредственное творчество таланта».
Слайд 3Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев
Для Тютчева жить
– значит мыслить.
И.С. Аксаков
Слайд 4Титульный лист сборника стихотворений Ф.И.Тютчева 1868 года из библиотеки графа
А.П.Баранова. Книга подарена Анной Зенкер (урожденной Барановой) О.А.Ильиной. 1959. Сан-Франциско.
Хранится в музее-усадьбе Мураново им. Ф.И.Тютчева.
Слайд 5Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева
Слайд 6Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Поток сгустился и темнеет»
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук
немеет
В оцепененье ледяном, —
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она все льется — и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя, —
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот —
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот.
Слайд 7Точное время создания стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» до сих
пор не выяснено. Литературоведы относят его к 1830-м годам. В
1836-ом Тютчев отослал текст произведения князю Ивану Сергеевичу Гагарину, с которым познакомился в Мюнхене. Немногим позже стихотворение было впервые опубликовано в известном литературном и общественно-политическом журнале «Современник», основанном Пушкиным.
Слайд 8Федор Иванович — признанный певец природы. Его пейзажная лирика —
истинная жемчужина русской поэзии девятнадцатого века. Порой при помощи обращения
к красотам природы Тютчев раскрывает сложный внутренний мир человека. К таким стихотворениям относится и «Поток сгустился и тускнеет…». В первой части произведения перед читателями предстает небольшая пейзажная зарисовка. Поэт изображает бессмертную жизнь ключа, которую не в силах прервать даже сильный холод.
Слайд 9Во втором восьмистишии речь идет о человеке. Аналогии между миром
внутренним и окружающей действительностью Тютчев проводит посредством образного параллелизма. Холод
способен сковывать не только воду, но и человеческую душу.
Слайд 10Как построено стихотворение?
Состоит из двух строф-восьмистиший (октав)
Укажите жанр стихотворения
Это стихотворение-размышление,
оно относится к философской лирике
Слайд 11Какова тема первой строфы?
Бессмертная жизнь ключа
Слайд 12Какова тема второй строфы?
Душевное состояние человека
Слайд 13Какая стилистическая фигура используется в этом стихотворении?
Оно построено на принципе
психологического параллелизма: сопоставляется душевное состояние человека и состояние природы.
Слайд 14Каковы микротемы первой строфы?
1-4 строки – замерзание ручья, замирание природы,
5-8
строки – бессмертие ключа
Как строится первая строфа?
Она построена на приёме
антитезы. Через неё познаётся авторская идея о бессмертии ключа.
Слайд 15Одушевлена ли природа?
Природа одушевлена. Это помогают нам понять олицетворения: «поток
прячется», «цвет гаснет», «звук немеет»…
В трёх строках пять глаголов. Но
они выполняют и ещё одну роль. Какую?
Показывают замерзание потока, указывают на то, что существо уходит из жизни.
Слайд 16Какова рифма данной строфы?
Первые четыре строки чередуется женская - мужская,
женская – мужская. А затем рисунок меняется: мужская - женская,
мужская - женская.
Почему рифма меняется?
В 5-8 строках (это второй отрезок) – новая тема: жизнь продолжается.
Слайд 17Что вы можете сказать о лексике первой строфы?
Лексика здесь возвышенная,
она антонимична: бессмертная жизнь – хлад, что утверждает жизнь. Торжество
жизни здесь передаёт и инверсия жизнь бессмертную. Звукоподражательные слова льётся, журча и аллитерация (лч- рт) помогают услышать журчание ручья. Слово оцепененье указывает на то, что движения нет, но есть надежда на его появление, так как в этом слове все слоги открыты.
Слайд 18Что связывает вторую строфу с первой?
«Так и…» эти слова проводят
параллель между природой и жизнью человека
Что произошло с лирическим героем?
Он
одинок, осиротел, с ним случилось что-то трагическое: его душу убивает быт, обыденность… на это указывает метафора «хлад бытия».
Слайд 19Он молод?
Юность ушла, и он сожалеет о ней
С помощью какой
стилистической фигуры передаётся это сожаление?
Тютчев использует анафору: «не льётся, не
блещет». «Не» подчёркивает безнадёжность, невозвратимость.
Слайд 20Какова роль союза «но» в последних четырёх строчках?
Пятая строка второй
строфы начинается с противительного союза “но”, что указывает на противопоставление
того, о чём говорилось ранее. Эта строка антонимична третьей строке первой строфы. Повтор “ещё-ещё” усиливает тему. Последнее слово “шёпот”произносится таинственно - это ключ души человека.
Слайд 21О чём же хотел сказать Тютчев? Какова общая тема стихотворения?
Тема
данного стихотворения – описание состояния природы и человека. Вечна природа. Вечна
жизнь.
Какова идея стихотворения?
Таинственный шёпот ключа – это ключ в душе каждого человека. Пока человек жив, он волнуется, чувствует, ощущает.
Слайд 22Вывод
Федор Иванович Тютчев противопоставляет законы природы (естественные) человеческим законам (искусственно
созданным). Холод, превращающий поток в лёд, — явление закономерное и
неизбежное. К «хладу бытия» у поэта отношение негативное. Он считает его злом, способным убить душу. Тем не менее, финал стихотворения Тютчев сделал позитивным: Но подо льдистою корой ещё есть жизнь, ещё есть ропот — И внятно слышится порой ключа таинственного шёпот.
Слайд 23Тютчева принято считать представителем «чистого искусства» — литературного направления, которое
провозглашало независимость художественных произведений от политической ситуации, общественных настроений. Термин
«искусство ради искусства» родом из эпохи романтизма. Одним из первых его начал употреблять известный французский поэт Теофиль Готье. В России новое направление наиболее активно развивалось в середине девятнадцатого столетия. Теоретиком «чистого искусства» в нашей стране был писатель, критик и переводчик Александр Дружинин. Его идеи оказались близки не только Тютчеву, но также Фету, Майкову, Полонскому, Григорьеву.
Слайд 24Автор шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицея
№21 г. Иванова
Слайд 25Источники
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00056501184864192810
http://festival.1september.ru/articles/655342/
https://45parallel.net/analysis/fedor_tyutchev/potok_sgustilsya_i_tuskneet.html
Источники иллюстраций:
2, 3 слайд: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_46.php
http://fb2.booksgid.com/content/F0/nikolay-konyaev-nikolay-rubcov/72.html
4 слайд: https://www.2do2go.ru/places/27793/muzei-usadba-muranovo
5 слайд: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/11612-pictures.php?picture=1161230
6 слайд:
http://www.antiquebooks.ru/book_sim.php?book=11013
7 слайд: http://www.diary.ru/~e-rmina/p119908763.htm
9 слайд: http://prometeyfc.ucoz.ru/news/5_fevralja_13_40_suzdal_lfk_inter_fk_prometej/2011-02-03-296
Слайд 2611 слайд: http://magarmida-school.com
12 слайд: http://333v.ru/image/dd49390973956d58d004cd0d73ec2a80
13 слайд: http://www.beesona.ru/id17303/playcast/6373/
15 слайд: http://www.climbing.ru/forum/all_1/user_2_12/topic_1534_59/
17 слайд:
http://rider3099.dreamwidth.org/213450.html?thread=17022922
20 слайд: http://schastliviymir.ru/success/glavnyie-zakonyi-zakonyi-vselennoy.html