Разделы презентаций


Анализ стихотворения Фёдора Тютчева Поток сгустился и темнеет 10 класс

Содержание

Ф.И. ТютчевТекст слайда1803-1873Лирика Тютчева достойна восхищения. Этот писатель внес в русскую литературу свое понимание, свое истолкование той или иной проблемы. Совершенно справедливо высказывание И.С. Аксакова, в котором содержится оценка всему творчеству

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дидактический материал к уроку литературы в 10 классе
Анализ стихотворения Фёдора

Тютчева «Поток сгустился и темнеет»







Автор: Морозова Алла Станиславовна,
учитель русского языка

и литературы
МБОУ «Погромская СОШ им. А.Д.Бондаренко» Волоконовского района
Белгородской области

Дидактический материал  к уроку литературы в 10 классеАнализ стихотворения Фёдора Тютчева «Поток сгустился и темнеет»Автор: Морозова

Слайд 2Ф.И. Тютчев
Текст слайда
1803-1873
Лирика Тютчева достойна восхищения. Этот писатель внес в

русскую литературу свое понимание, свое истолкование той или иной проблемы.

Совершенно справедливо высказывание И.С. Аксакова, в котором содержится оценка всему творчеству Тютчева: «Такого рода художественной красоты, простоты и правды нельзя достигнуть ни умом, ни восторженностью духа, ни опытом, ни искусством: здесь уже явное, так сказать, голое поэтическое откровение, непосредственное творчество таланта».
Ф.И. ТютчевТекст слайда1803-1873Лирика Тютчева достойна восхищения. Этот писатель внес в русскую литературу свое понимание, свое истолкование той

Слайд 3Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев
Для Тютчева жить

– значит мыслить.
И.С. Аксаков

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.И.С. ТургеневДля Тютчева жить – значит мыслить.И.С. Аксаков

Слайд 4Титульный лист сборника стихотворений Ф.И.Тютчева 1868 года из библиотеки графа

А.П.Баранова. Книга подарена Анной Зенкер (урожденной Барановой) О.А.Ильиной. 1959. Сан-Франциско.

Хранится в музее-усадьбе Мураново им. Ф.И.Тютчева.
Титульный лист сборника стихотворений Ф.И.Тютчева 1868 года из библиотеки графа А.П.Баранова. Книга подарена Анной Зенкер (урожденной Барановой)

Слайд 5Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева

Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева

Слайд 6Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Поток сгустился и темнеет»

Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук

немеет В оцепененье ледяном, — Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может: Она все льется — и, журча, Молчанье мертвое тревожит.

Так и в груди осиротелой, Убитой хладом бытия, Не льется юности веселой, Не блещет резвая струя, — Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот — И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Поток сгустился и темнеет»    Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом,

Слайд 7Точное время создания стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» до сих

пор не выяснено. Литературоведы относят его к 1830-м годам. В

1836-ом Тютчев отослал текст произведения князю Ивану Сергеевичу Гагарину, с которым познакомился в Мюнхене. Немногим позже стихотворение было впервые опубликовано в известном литературном и общественно-политическом журнале «Современник», основанном Пушкиным.
Точное время создания стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» до сих пор не выяснено. Литературоведы относят его к

Слайд 8Федор Иванович — признанный певец природы. Его пейзажная лирика —

истинная жемчужина русской поэзии девятнадцатого века. Порой при помощи обращения

к красотам природы Тютчев раскрывает сложный внутренний мир человека. К таким стихотворениям относится и «Поток сгустился и тускнеет…». В первой части произведения перед читателями предстает небольшая пейзажная зарисовка. Поэт изображает бессмертную жизнь ключа, которую не в силах прервать даже сильный холод.
Федор Иванович — признанный певец природы. Его пейзажная лирика — истинная жемчужина русской поэзии девятнадцатого века. Порой

Слайд 9Во втором восьмистишии речь идет о человеке. Аналогии между миром

внутренним и окружающей действительностью Тютчев проводит посредством образного параллелизма. Холод

способен сковывать не только воду, но и человеческую душу. 
Во втором восьмистишии речь идет о человеке. Аналогии между миром внутренним и окружающей действительностью Тютчев проводит посредством

Слайд 10Как построено стихотворение?
Состоит из двух строф-восьмистиший (октав)
Укажите жанр стихотворения
Это стихотворение-размышление,

оно относится к философской лирике

Как построено стихотворение?Состоит из двух строф-восьмистиший (октав)Укажите жанр стихотворенияЭто стихотворение-размышление, оно относится к философской лирике

Слайд 11Какова тема первой строфы?
Бессмертная жизнь ключа

Какова тема первой строфы?Бессмертная жизнь ключа

Слайд 12Какова тема второй строфы?
Душевное состояние человека

Какова тема второй строфы?Душевное состояние человека

Слайд 13Какая стилистическая фигура используется в этом стихотворении?
Оно построено на принципе

психологического параллелизма: сопоставляется душевное состояние человека и состояние природы.

Какая стилистическая фигура используется в этом стихотворении?Оно построено на принципе психологического параллелизма: сопоставляется душевное состояние человека и

Слайд 14Каковы микротемы первой строфы?
1-4 строки – замерзание ручья, замирание природы,
5-8

строки – бессмертие ключа
Как строится первая строфа?
Она построена на приёме

антитезы. Через неё познаётся авторская идея о бессмертии ключа.
Каковы микротемы первой строфы?1-4 строки – замерзание ручья, замирание природы,5-8 строки – бессмертие ключаКак строится первая строфа?Она

Слайд 15Одушевлена ли природа?
Природа одушевлена. Это помогают нам понять олицетворения: «поток

прячется», «цвет гаснет», «звук немеет»…
 В трёх строках пять глаголов. Но

они выполняют и ещё одну роль. Какую?

Показывают замерзание потока, указывают на то, что существо уходит из жизни.

Одушевлена ли природа?Природа одушевлена. Это помогают нам понять олицетворения: «поток прячется», «цвет гаснет», «звук немеет»… В трёх строках

Слайд 16Какова рифма данной строфы?
Первые четыре строки чередуется женская - мужская,

женская – мужская. А затем рисунок меняется: мужская - женская,

мужская - женская.

Почему рифма меняется?

В 5-8 строках (это второй отрезок) – новая тема: жизнь продолжается.

Какова рифма данной строфы?Первые четыре строки чередуется женская - мужская, женская – мужская. А затем рисунок меняется:

Слайд 17Что вы можете сказать о лексике первой строфы?
Лексика здесь возвышенная,

она антонимична: бессмертная жизнь – хлад, что утверждает жизнь. Торжество

жизни здесь передаёт и инверсия жизнь бессмертную. Звукоподражательные слова льётся, журча и аллитерация (лч- рт) помогают услышать журчание ручья. Слово оцепененье указывает на то, что движения нет, но есть надежда на его появление, так как в этом слове все слоги открыты.
Что вы можете сказать о лексике первой строфы?Лексика здесь возвышенная, она антонимична: бессмертная жизнь – хлад, что

Слайд 18Что связывает вторую строфу с первой?
«Так и…» эти слова проводят

параллель между природой и жизнью человека
Что произошло с лирическим героем?
Он

одинок, осиротел, с ним случилось что-то трагическое: его душу убивает быт, обыденность… на это указывает метафора «хлад бытия».
Что связывает вторую строфу с первой?«Так и…» эти слова проводят параллель между природой и жизнью человекаЧто произошло

Слайд 19Он молод?
Юность ушла, и он сожалеет о ней
С помощью какой

стилистической фигуры передаётся это сожаление?
Тютчев использует анафору: «не льётся, не

блещет». «Не» подчёркивает безнадёжность, невозвратимость.
Он молод?Юность ушла, и он сожалеет о нейС помощью какой стилистической фигуры передаётся это сожаление?Тютчев использует анафору:

Слайд 20Какова роль союза «но» в последних четырёх строчках?
Пятая строка второй

строфы начинается с противительного союза “но”, что указывает на противопоставление

того, о чём говорилось ранее. Эта строка антонимична третьей строке первой строфы. Повтор “ещё-ещё” усиливает тему. Последнее слово “шёпот”произносится таинственно - это ключ души человека.
Какова роль союза «но» в последних четырёх строчках?Пятая строка второй строфы начинается с противительного союза “но”, что

Слайд 21О чём же хотел сказать Тютчев? Какова общая тема стихотворения?
Тема

данного стихотворения – описание состояния природы и человека. Вечна природа. Вечна

жизнь.

Какова идея стихотворения?

Таинственный шёпот ключа – это ключ в душе каждого человека. Пока человек жив, он волнуется, чувствует, ощущает.

О чём же хотел сказать Тютчев? Какова общая тема стихотворения?Тема данного стихотворения – описание состояния природы и

Слайд 22Вывод
Федор Иванович Тютчев противопоставляет законы природы (естественные) человеческим законам (искусственно

созданным). Холод, превращающий поток в лёд, — явление закономерное и

неизбежное. К «хладу бытия» у поэта отношение негативное. Он считает его злом, способным убить душу. Тем не менее, финал стихотворения Тютчев сделал позитивным: Но подо льдистою корой ещё есть жизнь, ещё есть ропот — И внятно слышится порой ключа таинственного шёпот.
ВыводФедор Иванович Тютчев противопоставляет законы природы (естественные) человеческим законам (искусственно созданным). Холод, превращающий поток в лёд, —

Слайд 23Тютчева принято считать представителем «чистого искусства» — литературного направления, которое

провозглашало независимость художественных произведений от политической ситуации, общественных настроений. Термин

«искусство ради искусства» родом из эпохи романтизма. Одним из первых его начал употреблять известный французский поэт Теофиль Готье. В России новое направление наиболее активно развивалось в середине девятнадцатого столетия. Теоретиком «чистого искусства» в нашей стране был писатель, критик и переводчик Александр Дружинин. Его идеи оказались близки не только Тютчеву, но также Фету, Майкову, Полонскому, Григорьеву.
Тютчева принято считать представителем «чистого искусства» — литературного направления, которое провозглашало независимость художественных произведений от политической ситуации,

Слайд 24Автор шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицея

№21 г. Иванова

Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицея №21 г. Иванова

Слайд 25Источники
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00056501184864192810
http://festival.1september.ru/articles/655342/
https://45parallel.net/analysis/fedor_tyutchev/potok_sgustilsya_i_tuskneet.html

Источники иллюстраций:
2, 3 слайд: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_46.php
http://fb2.booksgid.com/content/F0/nikolay-konyaev-nikolay-rubcov/72.html
4 слайд: https://www.2do2go.ru/places/27793/muzei-usadba-muranovo
5 слайд: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/11612-pictures.php?picture=1161230
6 слайд:

http://www.antiquebooks.ru/book_sim.php?book=11013
7 слайд: http://www.diary.ru/~e-rmina/p119908763.htm
9 слайд: http://prometeyfc.ucoz.ru/news/5_fevralja_13_40_suzdal_lfk_inter_fk_prometej/2011-02-03-296

Источникиhttp://www.litra.ru/composition/get/coid/00056501184864192810http://festival.1september.ru/articles/655342/https://45parallel.net/analysis/fedor_tyutchev/potok_sgustilsya_i_tuskneet.htmlИсточники иллюстраций:2, 3 слайд: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_46.phphttp://fb2.booksgid.com/content/F0/nikolay-konyaev-nikolay-rubcov/72.html4 слайд: https://www.2do2go.ru/places/27793/muzei-usadba-muranovo5 слайд: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/11612-pictures.php?picture=11612306 слайд: http://www.antiquebooks.ru/book_sim.php?book=110137 слайд:  http://www.diary.ru/~e-rmina/p119908763.htm9 слайд: http://prometeyfc.ucoz.ru/news/5_fevralja_13_40_suzdal_lfk_inter_fk_prometej/2011-02-03-296

Слайд 2611 слайд: http://magarmida-school.com 12 слайд: http://333v.ru/image/dd49390973956d58d004cd0d73ec2a80 13 слайд: http://www.beesona.ru/id17303/playcast/6373/ 15 слайд: http://www.climbing.ru/forum/all_1/user_2_12/topic_1534_59/ 17 слайд:

http://rider3099.dreamwidth.org/213450.html?thread=17022922 20 слайд: http://schastliviymir.ru/success/glavnyie-zakonyi-zakonyi-vselennoy.html

11 слайд: http://magarmida-school.com 12 слайд: http://333v.ru/image/dd49390973956d58d004cd0d73ec2a80 13 слайд: http://www.beesona.ru/id17303/playcast/6373/ 15 слайд: http://www.climbing.ru/forum/all_1/user_2_12/topic_1534_59/ 17 слайд: http://rider3099.dreamwidth.org/213450.html?thread=17022922 20 слайд:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика