учитель русского языка и литературы
Ильинская Е.В.
«Наука доброты»
(по стихотворению Юлии Друниной «Бинты»)
с. Пелегово
Районная лингвистическая конференция
«Поэтический мир одного стихотворения»
Номинация «Проект»
«Наука доброты»
(по стихотворению Юлии Друниной «Бинты»)
с. Пелегово
Районная лингвистическая конференция
«Поэтический мир одного стихотворения»
Номинация «Проект»
Юлии Друниной было всего 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. Довольно сложно молодой девушке, которая боится крови, быть на войне и вступить добровольно в санитарную дружину. Она с самого детства ужасно боялась крови, ей дурно становилось при виде даже крохотной ранки… Но комсомолка должна была воспитывать в себе железную волю. И Юля справилась со страхом перед кровавыми ранами, тем более, что очень скоро ей пришлось хлебнуть куда более серьезных опасностей. Пехотинцы попали в окружение, им пришлось выбираться, тринадцать суток они шли к своим: «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться! А надо всем – панический ужас, ужас перед пленом. У меня, девушки, он был острее, чем у мужчин. Наверное, этот ужас здорово помогал мне, потому что был сильнее страха смерти».
Исследовать стихотворение Юлии Друниной «Бинты».
Что хотела сказать в своем стихотворении Юлия Друнина?
Выяснить, как автор через метафорические образы показывает женственность и страдание.
Цель:
Задачи
Результаты опроса:
В опросе приняли участие девушки 6-9 классов - 17 чел.
Что чувствовала девушка на войне?
Страх, боль – 12 чел.
Радость победы – 5 чел.
Ничего – 0 чел.
2. Совместимы ли девушка и война, женственность и страдание?
Да - 2 чел.
Нет – 14 чел.
Не знаю – 1 чел.
По мнению опрошенных, более 50 %, девушка на войне чувствует страх и боль, девушка и война несовместимы.
Да, в первом бою сложилось уже все не так, как ожидалось. Рушились мечты о романтике…
Артобстрелы, бомбёжки, тяжёлые ранения, госпиталь, возвращение на фронт - все это спрессовалось в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце! Сердце не выдержало- взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой. Друнина спасала солдат, видела нечеловеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, дважды была ранена.
В 1942 году Ю.Друнина написала стихотворение «Бинты»
Образы:
боец
бинты
фельдшерица
Лирическая героиня (молодая медсестра)
Боец переносит мучительную невыносимую боль, поэтому Друнина для создания образа употребляет эпитеты:
«Напружиненый» – готовый рвануть, как пружина. «Белый» (в значении «побелевший от боли»),
«страшных».
И все внимание читателя автор заостряет на глазах:
«Слезами налиты»
«Со взглядом страшных глаз»
Лирическая героиня, молоденькая медсестра, пытается облегчить страдания раненого на перевязке.
Трехкратный лексический повтор «одним движеньем» и анафора «одним» в двух следующих предложениях замедляют действие, показывая нерешительность героини.
Существительное «жалость» усиливает внутреннюю боль лирической героини («жалость» – сострадание по словарю Ожегова).
Многоточие в конце строки создает эффект недосказанности. Что усиливает эффект трагичности положения героев.
Центральным образом в стихотворении является слово«бинты», не являющееся медицинским средством, закрывающими от ран, а несет в себе значение: Бинты – это боль, душевная боль лирической героини.
В начале стихотворения автор называет их «присохшие» - крепко держащиеся на ране, а в конце они уже «приросшие» -
от кожи не оторвать.
Эти эпитеты показывают усиление мук и боли героини.
Лирической героине противопоставлен образ фельдшерицы:
«А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться – беда,
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Негативное отношение автора выражается через просторечную, разговорную лексику: «становилась зла», «с тобою», «церемониться», «лишь прибавляешь муки».
Глаголы сорвать, отмочить несут смысловую нагрузку.
Лирическая героиня стоит перед выбором:
«должна сорвать», говоря о бинтах, значит сделать больно, но она выбирает «отмочить».
Словно подводя итог, она убеждает себя и читателя: «не надо рвать», делает вывод «их можно снять почти без боли».
Глагол «церемониться» имеет значение «стесняться», «проявлять мягкость».
Фраза фельдшерицы как будто обрывается, а слово «муки» рифмуется с «руки», которые лирическая героиня называет «медлительными».
Здесь же появляется аллитерация: м – м – м – (метили – мои – медлительные), помогающая показать мягкость, женственность лирической героини и противопоставляющая ее образ фельдшерице.
Лирическая героиня поняла, что можно не причинять боль и узнала «науку доброты».
Трудность положения героини автор передает через употребление многоточий.
А словообраз «бинты» появляется уже в другом значении: «бинты» становятся текстовым синонимом «науки доброты», потому что перевязку можно делать, не нанося страданий.
Потому звучит жизнеутверждающе:
«Я это поняла, поймешь и ты…», то есть каждый это должен понять.
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна присохшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Стихотворение заканчивается восклицательным предложением.
Друнина была медсестрой на передовой, в самом пекле. Своим стихотворением автор утверждает, что физические трудности надо преодолевать, не нанося страданий. Сочувствие, сострадание, сопереживание, как нравственная память о боли - это и есть «наука доброты».
В этом стихотворении я увидела, что женственность облегчает страдания, учит людей быть терпеливее, добрее!
Своеобразие этого стихотворения - в понимающем и добром взгляде автора на мир и, что особенно важно, на войну, в которую лирическая героиня приносит не только свое мужество терпения, но и женский протест, в котором несовместимость женственности с разрушением и убийством.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть