Слайд 2
Родился 15 марта 1937 года в поселке
Усть-Уда Иркутской области. После окончания Усть-Удинской средней школы поступает на
историко-филологический факультет ИГУ. Еще студентом сотрудничает в газете "Советская молодежь". После университета работает корреспондентом "Советской молодежи", редактором на Иркутской студии телевидения, в красноярских газетах. Первая публикация писателя - рассказ "Я забыл спросить у Лешки" (альманах "Ангара", 1961 год). В 1965 году участвует в Читинском семинаре молодых писателей. Отмечен руководителями семинара. В 1966 году Распутин уходит на профессиональную литературную работу. В 1967 году вступает в Союз писателей СССР.
Распутин Валентин Григорьевич
Слайд 3 В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок"
(1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести
"Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981 году вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи — век люби". Появление в 1985 году повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 — рассказы "Поминный день"; в 1997 — "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.
Слайд 4Родина
писателя,
Аталанка, -
небольшое
село
на берегу
прославленной
реки Ангары.
Ныне она
перенесена
на берег
Братского моря
и превратилась
в рабочий
поселок.
Слайд 515 марта 2007 года писателю Валентину Распутину исполнилось 70 лет.
Указ о награждении Валентина Распутина орденом «За заслуги перед Отечеством»
третьей степени подписал президент России Владимир Путин. Как сообщается в указе, государственную награду Валентину Григорьевичу присвоили за заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
Слайд 6Почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз
чувствуем свою вину перед учителями?
И не за то вовсе,
что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами
В.Распутин
Слайд 7 Героиню рассказа Распутина «Уроки французского» звали Лидией
Михайловной Молоковой. Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны
в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт..
Слайд 8Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а
когда перестает быть ребенком.
Валентин Распутин был лишь
одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы.
Слайд 9Нет в мире должности прекрасней…
"Лидия Михайловна, как и
в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Слайд 10На вопрос о том, хулиганил ли будущий писатель Распутин, бывшая
учительница ответила:
- Ну что вы! Он был очень скромным и
застенчивым мальчиком и ничем не выделялся из общей среды. Но что удивительно, каждый ученик моего класса был личностью, и выделить кого-то я не могла. Валя - а я как своего ученика могу его так называть - не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Вероятно, он и тогда что-то писал, но только никто об этом не знал. Но это была не скрытность, а сдержанность - истинно сибирское качество человека. Он как бы сам по себе рос, развивался.
Слайд 11 Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его
детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то,
что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.
Слайд 13Для любознательных
«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его
лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду
нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.
Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .
Слайд 14Кроссворд
Что прислала учительница в обеих посылках?
м
ы
о
а
а
р
к
н
л
9. Назовите главного игрока
в деньги?
2. Из чего были перешиты штаны героя?
г
ф
и
н
е
3. Река, где
жил мальчик.
а
к
а
р
г
а
4. Название игры.
а
и
ч
в
5. Какое чувство постоянно испытывал герой?
о
л
о
г
д
5. Что помогло узнать отправителя первой посылки?
м
е
т
о
е
г
6. Что было во второй посылке?
б
я
о
и
к
л
7. Кто нанес первый удар мальчику?
х
т
п
8. Что покупал мальчик на выигранные деньги?
о
о
м
к
д
и
к
«В.Г. Распутин
“Уроки французского”»
Слайд 15Кроссворд
м
ы
о
а
а
р
к
н
л
г
ф
и
н
е
а
к
а
р
г
а
а
и
ч
в
о
л
о
г
д
м
е
т
о
е
г
б
я
о
и
к
л
х
т
п
о
о
м
к
д
и
к
«В.Г. Распутин
“Уроки французского”»
Нормы оценки :
«5» -
без ошибок
«4» - до двух неправильных ответов
«3» - до четырех неправильных ответов
Слайд 16 Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в
доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми
запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.