Слайд 1Изучение драмы «Гроза»
Содержание
Предварительное задание по драме
Опрос по 1,2 действию драмы
Анализ драмы по действиям: организация работы по рядам, ключевые понятия
драмы, индивидуальные задания.
Композиция драмы «Гроза»
Организация времени и пространства в драме
Темы сочинения
Критика 19 века о драме «Гроза»
Слайд 2Изучение драмы «Гроза»
Предварительное задание
Выписать из словаря значениЯ слова ГРОЗА.
Сделать
(письменно) речевую характеристику одного отрицательного героя, прокомментировать (устно) «говорящие» фамилии
героев.
ИНД.: 1) подготовить информацию о семейном укладе по «Домострою» (обязанности жены и мужа); 2) найти, прочитать и проанализировать песню «Среди долины ровныя…».
Подготовиться к опросу по 1 и 2 действию драмы.
Слайд 3Изучение драмы «Гроза»
Опрс по 1-2 действию
1 вариант
1.Название города, в котором
происходят события.
2.Кем приходится Борис Дикому?
3.Откуда приехал и где учился Борис?
4.За
что работники жаловались городничему на Дикого?
5. Кабаниха ругает Катерину за то, что она неправильно мужа в дорогу проводила. Как правильно?
6.Где приглашает Варвара ночевать Катерину после отъезда Тихона?
7.Где Борис впервые увидел и почему полюбил Катерину?
2 вариант
1.Название реки, на берегу которой происходят события.
2.Кто такая Феклуша?
3.От кого и при каком условии Борис получит наследство?
4.Что Дикой ответил городничему по поводу жалобы на него его работников?
5. Куда любила ходить Катерина, когда жила у родителей до замужества?
6. Что, по мнению Вари, сделает Тихон, как только уедет из дома и выйдет из-под надзора маменьки?
7.Где впервые случилось свидание Катерины и Бориса ?
Слайд 4Работа с 1 и 2 действием драмы
«Гроза» (по рядам)
1
ряд Нравы города Калинова, его жители. (1д.2,3явл., 3д.3явл.) Образы
Дикого, Кулигина (1д.1явл.). Судьба Бориса(1д.3явл.).
2 ряд Образ Кабанихи (1д.1явл.-две реплики в разговоре Кулигина и Шапкина; конец 3явл. - появление Феклуши). Разговор Кабанихи с сыном: ключевые слова, идея, авторские ремарки (1д.5явл.).
3ряд Образ Катерины: монолог о полёте (1д.7явл), её прошлое(2д.2,8,10явл.). Функция Варвары при Катерине.
Слайд 5«ГРОЗА»
Ключевые понятия драмы
(через каких героев и в каких ситуациях-эпизодах
раскрываются?)
свобода (образ птицы и полета) –
рабство;
вера, религиозность, церковные образы;
прогресс - консерватизм;
любовь, страх, дом, семья, порядок;
конфликт личности и среды.
Слайд 6Изучение драмы «Гроза»
Индивидуальные задания по всей драме (в ответе необходимо
использовать цитирование, ссылки на конкретные детали текста)
1.Анализ эпизода «Проводы Тихона»:
поведение и речь всех участников эпизода (2д. 3,4явл.)
2.Свидание Катерины и Бориса (3д. 3 явл. сцена2)
3.Две сцены прощания: Катерина – Тихон, Катерина – Борис (сравнить: 2д. 4 явл., 5д. 3 явл.)
4.Разговор Кулигина и ДикОго: как раскрываются герои, речевые особенности (4 д. 2 явл.)
5. Разговор ДикОго и КабАнихи: как раскрываются герои, речевые особенности
(3 д. 2 явл. сцена 1)
6. Тема красоты в драме (слова старой барыни; 1д. 8 явл., 4д. 6 явл.)
7.Виды любви в драме (1д. 5 явл., 2д. 2 явл., 3д. 2 явл. сцена 2)
8.Функции второстепенных персонажей, их роль для Катерины: Варвара, Кудряш, Феклуша (по всей драме)
9.Смысл песни Кудряша (3д. 1 явл. сцена 2), как эта песня связана с финалом?
10.Анализ эпизода «Покаяние Катерины» (4д. 6 явл.)
11. Катерина и Кулигин – сходство героев (по всей драме)
12.Ключевые точки пространства драмы: какие события происходят в каком месте?
13.Символика огня, связь с темой искупления греха, с грозой в 4д.
14.Значение слова гроза в драме: 1д. 9 явл., 2д. 4 явл., 4д. 2 явл., 4д. 4,5 явл.
Слайд 7Композиция драмы «Гроза»
1. Экспозиция - картины волжского простора и духоты
калиновских нравов (Д. I, явл. 1-4).
2. Завязка - на
придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: "Ты про меня, маменька это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю". Первое столкновение Катерины и Кабанихи (Д. I, явл. 5).
3. Развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса; пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (конец Д. IV).
4. Первая кульминация- грозовая туча ползет, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе, падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
5. Вторая кульминация - Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" (Д. V, явл. 4).
6. Развязка - самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!.." (Д. V, явл. 7).
ГРОЗА в небе над городком
Слайд 8Организация пространства и времени в драме «Гроза»
Город Калинов («нулевой» уровень)
остановившееся в средневековье время «Домостроя»
Дом
замкнутое
(«душное»)
безопасное
За пределами дома разомкнутое опасное,
т.к. требует выбора
Побег из города Кудряш и Варвара
За пределами города середина 19 века
Овраг (низкое место) место свиданий=измены
«падение», грех
Волга - символ хода(тока) времени
Омут (глубокое место на реке)
Крутой берег
(высокое место)
полёт, Бог
Кулигин - представитель эпохи Просвещения 18 в.
_
+
Катерина
падение=полет
Сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский превращает в исследование социальных условий жизни русского общества, взаимоотношений личности и среды. Контраст — основной принцип построения пьесы.
Слайд 9Изучение драмы «Гроза»
Темы сочинения по драме Островского «Гроза»
Напишите сочинение по
драмам А.Н.Островского «Гроза» и/или «Бесприданница», выбрав одну из тем. При
раскрытии темы опирайтесь на конкретные эпизоды драм, покажите в сочинении знание деталей текста, подберите к сочинению эпиграф.
1. Главные человеческие пороки жителей провинциального российского городка сер. 19 века (на примере драм А.Н. Островского)
2. Виды любви в драмах А.Н.Островского
3.Катерина – трагедийная героиня в драме «Гроза»
4. «Любовный треугольник» в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Слайд 10Критика о драме Островского «Гроза»
А. Пальховский:
«Цель "Грозы" - показать во всем ужасающем свете
как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в "темном царстве" - в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, - так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека. И автор мастерски достиг своей цели: перед вами в ужасной, поразительной картине выступают пагубные результаты того и другого, - в картине, верно срисованной с натуры и ни одной чертой не отступающей от мрачной действительности; вы видите в живых, художественно-воспроизведенных образах, до чего доводят эти два бича человеческого рода - до потери воли, характера, до разврата и даже самоубийства." ("Гроза". Драма А. Н. Островского", журнал "Московский вестник", 1859 г., № 49)
Слайд 11Критика о драме Островского «Гроза»
Н. Ф. Павлов:
«...займемся в особенности героинею "Грозы". Эта женщина возбудила
все наше негодование. На автора она жаловаться не может. Чего он не сделал для нее и какой неблагодарностью не заплатила она ему! Он позволил ей, шестилетнему еще ребенку, из жажды воли, кататься в лодке одной по Волге, он научил ее слушать пение птичек, говорить о поэзии, о любви, чуть не о переселении душ. Правда, он же выдал ее замуж за пьяного дурака и поместил в самое дурное общество, но зато снабдил такою нежностью чувств, таким пылом сердца и поставил в такую пытку, что ей легко было приобресть большое знакомство и расположить в свою пользу очень хороших людей. Писатель с своей стороны сделал все, что мог, и не его вина, если эта безвестная женщина явилась перед нами в таком виде, что бледность ее щек показалась нам дешевым притираньем..." (Н. Ф. Павлов, статья "Гроза", газета "Наше время", 1860 г., №1)
Слайд 12Критика о драме Островского «Гроза»
E. Н. Эдельсон:
«Мы с наслаждением видим усилия автора найти
в данных русской же жизни новые начала, способные к борьбе слишком уже отяготевшими над нею старыми формами, и торжествуем успех автора как бы нашу собственную победу. Мы чувствуем неизбежность гибели того существа, к которому автор успел возбудить все наши симпатии, но мы радуемся в то же время новым, живым силам, открытым автором в той же народной жизни, и сознаем ее вследствие того близкою себе, родственною. Огромная заслуга писателя!»
(E.Н.Эдельсон, «Библиотека для чтения»,1864 г., №1)
Слайд 13Критика о драме Островского «Гроза»
П. И. Мельников-Печерский:
«В «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из
уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта." (П. И. Мельников-Печерский, "Северная пчела", 1860 г., №41)
Слайд 14Критика о драме Островского «Гроза»
А.А.Григорьев «После "Грозы" Островского.
Письма к
Ивану Сергеевичу Тургеневу»
Гроза очищает воздух.
Физическая аксиома
Григорьев выдвигает на первый план в "Грозе" "поэзию народной жизни", наиболее отчетливо воплотившуюся в конце третьего действия (свидание Бориса и Катерины) . "Вы не были еще на представлении, -- обращается он к Тургеневу, -- но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент -- эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! "
Слайд 15Критика о драме Островского «Гроза»
М. М. Достоевский:
«В "Грозе" слышны новые мотивы, прелесть которых
удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. <...> Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его." (М. М. Достоевский, "«Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского", "Светоч", 1860 г. №3)
Слайд 16Критика о драме Островского «Гроза»
Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч
света в темном царстве"):
«… характер
Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. <...> Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. <...> Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... <...> ... у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, - главную роль играет логика и анализ.»
Слайд 17Критика о драме Островского «Гроза»
Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч
света в темном царстве"):
«Сначала, по
врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет, - она ни перед чем не остановится... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. <...> Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования... <...> К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
Слайд 18Критика о драме Островского «Гроза»
Н. А. Добролюбов (из статьи "Луч
света в темном царстве"):
«Борис -
не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. <...> Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам!.."
(Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)
Слайд 19Критика о драме Островского «Гроза»
А. М. Скабичевский:
«Кабанова является в этой драме
... представительницей домостроевских принципов... Ее отнюдь нельзя ставить в одну категорию с Диким... У [Дикого] ... самодурство исходит из мешка с деньгами, не имея никаких нравственных оснований и выражается бессмысленным афоризмов вроде: "Я так хочу...". <...> Совершенно не такова Кабанова. У нее постоянно на устах нравственная сентенция. Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится... В "Грозе" положительными началами ... домостроевским является семья Катерины, воспитавшая девушку в духе любви, гуманности и полной свободы. <...> С другой стороны, не менее положительным началом драмы является самоучка-часовщик Кулигин, ... разночинец с ... порывами к знанию, свету, с его кротким, гуманным, свободолюбивым и любвеобильным сердцем. Он играет в драме роль хора древних трагедий, выражая и общественное мнение, и взгляды самого автора на представляемые явления жизни. Это один из немногих случаев в деятельности Островского, что он сам является на сцену, произнося устами Кулигина свой собственный суд над действующими лицами драмы. (А.М. Скабичевский, книга "История новейшей русской литературы. (1848-1890)", Санкт-Петербург, 1891 г.)
Слайд 20Критика о драме Островского «Гроза»
Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
«Драма Островского «Гроза» вызвала со
стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов? Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности.»
Слайд 21Критика о драме Островского «Гроза»
Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
«Варвара дает Катерине
ключ от калитки, Катерина, подержавшись за этот ключ в продолжение
пяти минут, решает, что она непременно увидит Бориса, и кончает свой монолог словами: «Ах, кабы ночь поскорее!» А между тем даже и ключ-то был дан ей преимущественно для любовных интересов самой Варвары, и в начале своего монолога Катерина находила даже, что ключ жжет ей руки и что его непременно следует бросить. При свидании с Борисом, конечно, повторяется та же история; сначала «поди прочь, окаянный человек!», а вслед за тем на шею кидается. Пока продолжаются свидания, Катерина думает только о том, что «погуляем»; как только приезжает Тихон и вследствие этого ночные прогулки прекращаются, Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги, да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит, и катастрофу эту производит стечение самых пустых обстоятельств. Грянул гром — Катерина потеряла последний остаток своего ума, а тут еще прошла по сцене полоумная барыня с двумя лакеями и произнесла всенародную проповедь о вечных мучениях; а тут еще на стене, в крытой галерее, нарисовано адское пламя; и все это одно к одному — ну, посудите сами, как же в самом деле Катерине не рассказать мужу тут же, при Кабанихе и при всей городской публике, как она провела во время отсутствия Тихона все десять ночей?»
Слайд 22Критика о драме Островского «Гроза»
Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»:
«Окончательная катастрофа, самоубийство,
точно так же происходит экспромтом. Вся жизнь Катерины состоит из
постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.
Русская Офелия, Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».