Слайд 1*
Анализ текста и написание рецензии
МОУ гимназия имени Ф.К. Салманова
учитель русского
языка и литературы
Леонова Светлана Петровна
Слайд 2*
Общие рекомендации по написанию сочинения - рассуждения (рецензии, эссе).
Сочинение-рецензия (эссе)
в нашем понимании - обзор предлагаемого текста, предполагающий обязательный комментарий
основных положений авторской мысли и элементы лингвистического анализа текста, предусматривающий логичное рассуждение и обобщенную аргументированную оценку пишущего.
Рецензия (эссе) пишется для того, чтобы оценить прочитанное и выразить собственное мнение.
Слайд 3*
Помните, что в сочинении- рассуждении Вы должны:
четко определить тему (проблему)
предлагаемого текста;
показать актуальность темы (проблемы), ее злободневность в лучшем понимании
этого слова;
понять и полно отразить основные мысли предложенного текста;
указать авторскую позицию в исходном тексте;
сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;
выразить и аргументировать личностную позицию;
соблюсти последовательность изложения;
отразить богатство своей речи;
продемонстрировать безупречную грамотность.
Слайд 4*
В. Астафьев «Дружба»
Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим
на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок,
дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.
Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная.
Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.
Слайд 5*
В. Астафьев «Дружба»
С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца
только настоящие друзья.
Есть ли у меня такие друзья?
Да, они были
на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…
Слайд 6*
Схема текста - рассуждения
Основная мысль (тезис): о чём говорится +
что говорится
Настоящая дружба = подарок
Слайд 7*
Вывод 1-й (его нет в тексте, но он восстанавливается внимательным
читателем): дружба формирует доброту в отношениях людей.
Вывод 2-й: весь последний
абзац.
Во вступлении (она не входит в логическую схему текста) одна сложная микротема: каждый человек…и травинка неповторимы, следовательно, всё живое имеет свой характер, который… развивается… прежде всего под влиянием среды… и друзей
Слайд 8*
Как начать сочинение
Наибольшую трудность обычно вызывает построение вступительной части сочинения.
Можно предложить несколько возможных вариантов вступления.
Слайд 9*
Вариант №1
Определение во вступительной части темы и основных мыслях текста
с конкретизацией и комментариями в последующих частях.
Утро – это время,
когда пробуждается от сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимися с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя Владимира Солоухина.
Слайд 10*
Вариант №2
Определение во вступительной части проблем, которые поднимает или затрагивает
автор в предложенном для анализа тексте.
Что такое дружба? Какую ценность
имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В. Астафьева.
Слайд 11*
Вариант №3
Выражение во вступительной части своей позиции.
Интеллигентными людьми сейчас обычно
называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом:
учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек – это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
Слайд 12*
Вариант №4
Краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: об основных
проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи
проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества. Например:
Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, выразительны его высказыванием о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном утре.
Слайд 13*
Вариант №5
Лирическое размышление.
Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю.
Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А
цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.
Слайд 14*
Вариант №6
Ещё одним возможным элементом вступительной части может быть аналитическое
замечание выпускника по теме, поднимаемой автором.
В жизни редко бывает так,
что люди оказывается абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспросить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам выбрать тактику, которая будет способствовать успеху обсуждения.
Слайд 16*
Вариант №1
Позиция автора во многом близка мне. Но я считаю,
что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей
более гуманными, более чуткими к окружающему миру. Я тоже думаю, что спасёт мир не красота, а именно образование – фундамент взаимоотношений между людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поколений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеждения.
Слайд 17*
Вариант №2
В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы
живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто
сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.
Слайд 18*
Вариант №3
История готовит нас к будущему, поучая прошлым, - вот
та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы
должны быть внимательны к этим урокам истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие. Так будем хранить память о предках и будем достойны этой памяти!
Слайд 19*
Список использованной литературы
Архарова Д.И., Долинина Т. А.,Чудинов А. П.
Единый государственный
экзамен. Анализ текста и написание рецензии.М.:Айрис-пресс,2005.
Кудинова Т .А .Трудности ЕГЭ
по русскому языку. Ростов –на-Дону:Феникс,2004.
Капинос В.И., Львова С.И., Пучкова Л.И. и др.Единый государственный экзамен 2002:Контрольные измерительные материалы: Русский язык. Министерство образования РФ. 2-е изд.М.:Просвещение,2003.