Слайд 1 Планета по имени
Андрей Белый
Урок литературы в 11 классе
Автор: Карпова С.Н.
Учитель литературы МОУ «СОШ №5 г.Суворова»
Слайд 2Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) появился на свет в Москве
14 октября 1880 года в семье профессора Николая Васильевича Бугаева,
человека блестящего ума, всесторонней образованности и большой доброты. Бугаеву было уже за сорок, когда он пленился одной из первых московских красавиц Александрой Дмитриевной Егоровой.
Мать , прекрасная музыкантша, с раннего возраста вводит его в прекрасный мир звуков. Бетховен, Шопен, Шуман оказывали гипнотическое действие на мальчика. Более позднее увлечение театром – тоже от нее. Ну, и конечно, литература – Майн Рид, Фенимор Купер, Диккенс.
Слайд 3Одиннадцати лет Борю отдают в одну из лучших московских школ
– гимназию Поливанова. В нем пробуждается любовь к русской поэзии.
И уже тогда он начинает строить свой особый мир – таинственный и мистический. Пишет лирические стихи, фантастическую повесть, в которой выступает убивающий взглядом йог, но пока только для себя.
Слайд 4В 1899 году Борис с блеском заканчивает гимназию и поступает
на естественный факультет Московского университета. Однако юноша не оставляет и
литературных занятий. 1901 год считается началом биографии Андрея Белого. Этим псевдонимом он подписывает свое первое самостоятельное произведение – «Северную Симфонию».
Весной 1903 года Белый заканчивает университет с дипломом первой степени. Выполнив сыновний долг, Борис уходит из естествознания. Наука потеряла Бориса Бугаева, зато литература приобрела Андрея Белого.
Слайд 5Начало девятисотых годов стало временем первых побед нового искусства, в
том числе символизма. Все большую известность получает творчество М.Волошина, З.Гиппиус,
А.Блока. К этой когорте присоединяется и А.Белый. Чем был символизм для молодого литератора? Белый полагал, что правильно выбранные и использованные языковые средства могут воздействовать не только на сознание, но и, подобно музыке, на воображение и эмоции человека. Более того, для него символизм являлся не просто литературным направлением, а способом существования.
Слайд 6 В1901-1902 Белый знакомится с символистами: B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного
мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., расширяет литературные связи
Слайд 7С января 1903 начинает переписку с А.Блоком(личное знакомство с 1904),
с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды».
Осенью 1903г. становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов»
Слайд 8Первый поэтический сборник А. Белого "Золото в лазури" выходит в
1904 году. В этом сборнике солнце -- предмет почти что
языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце -- к вечному стремительность.
Солнце -- вечное окно
В золотую ослепительность.
Слайд 9 1905 год -- начало нового периода творчества Андрея Белого.
Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока, Любовь
Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство перевернуло всю жизнь А. Белого. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения. Белый уезжает за границу
Слайд 10В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество
Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908).
"Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -- "Урна" (1909) -- посвящен Брюсову.
Слайд 11Еще задолго до разрыва с Любовью Блок на одном из
концертов певицы Олениной-Д’Альгейм Белый был представлен ее молоденькой племяннице Асе
Тургеневой. Тонкая красота девушки поразила Белого. Но тогда он и подумать не мог, что Ася станет его женой. В 1909 году он сближается с Асей, а в следующем году они вступают в гражданский брак (Ася была против венчания в церкви) и уезжают за границу. Вернувшись в Россию, Белый много работает, посвящая стихи своей «королевне».
Летом 1912 года они снова уезжают за границу и становятся преданными учениками профессора Штейнера, создателя антропософии, который жил в Швейцарии в небольшом городке Дорнахе. Ася все больше отдаляется от Белого. Когда в 1916 году Белый вынужден вернуться в Россию (его призывают в армию), Ася остается в Дорнахе. Перед расставанием они дают друг другу полную свободу.
Слайд 12В России его тепло встречают друзья. Лекции и выступления Белого
пользуются популярностью. От призыва его освобождают, и он рад этому.
Война внушает ему ужас своей жестокостью и непримиримостью. Он становится противником всякого насилия.
Революцию Белый встретил почти восторженно, хотя подобно Блоку и Есенину понимал ее совсем не так, как большевики. Из-за этого многие бывшие друзья, в том числе Мережковский и Гиппиус, рвут с ним отношения. Он сближается с футуристами и Есениным.
Слайд 13Жизнь Белого в послереволюционную пору был мучительна трудна и неустроенна.
Он читал лекции и вел семинары с рабочими поэтами. Целыми
днями просиживал в Румянцевском музее, где от холода замерзали чернила, выполняя поденную литературную работу. Ютился в квартире знакомых, где температура редко поднималась выше 7 градусов.
Белый продолжал болезненно переживать разрыв с Асей. Все острее становилась потребность встретиться с нею, объясниться. Осенью 1921 года он уезжает в Германию, где проводит почти два года, преимущественно в Берлине. Встреча с Асей приносит ему новые страдания.
Слайд 15Отчаяние Белого было неподдельным. Он начал пить. Никогда прежде крепкими
напитками не увлекавшийся, оказался чрезвычайно чувствителен к алкоголю.
Инстинктивно он чувствовал,
что погибнет, если не вернется в Россию. И все же решение вернуться далось ему непросто. И если бы не преданная поклонница его таланта Клавдия Ивановна Васильева, приехавшая за ним в Берлин, неизвестно, как повернулась бы его судьба.
Слайд 16Жизнь в России складывалась для Белого непросто. Печатали его мало,
хотя он по-прежнему работал над новыми произведениями. И все же
благодаря усилиям Клавдии Ивановны, которая становится его женой и преданным литературным секретарем, Белый наконец-то обретает долгожданный покой. Здоровье его, однако, оставляло желать лучшего – хроническая усталость, частые простуды, мигрени…
Андрей Белый ушел из жизни 8 января 1934 года в возрасте пятидесяти трех лет.
Слайд 18Сборник «Пепел»
Идея “Пепла” точнее всего сформулирована самим Белым: “Пепел” —
книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса,
закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем”. Сборник выстроен по принципу все большего и большего просветления “горизонта” (недаром один из последних разделов сборника называется “Просветы”).
Слайд 19Пространство “Пепла” — это система вписанных друг в друга кругов,
сжимающихся по мере приближения к “центру”. Первый “круг”, самый большой,
— почти что безграничные, “пустые”, “страшные”, голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ:
Туда — где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
Или:
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там — убогие стаи избенок,
Там — убогие стаи людей...
Слайд 20В этом разделе особенно явно звучит тема хаоса — сквозная
тема сборника. Естественная реакция человека на встречу с хаосом —
первобытное чувство священного ужаса. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи (“Где по полю оторопь рыщет,// Восстав сухоруким кустом...”), смерти:
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
Слайд 21Пространство следующего “круга” — “Деревни” — имеет более четкие контуры.
Оно уже не пусто, а насыщено предметами. В контексте общего
замысла сборника и высунутый “красный язык” висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь, свищущая пеной “из-под красной рукоятки”, — символы безысходной, тупиковой, совершающейся в одномерном пространстве смерти:
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хрястнул, ножик свистнул, —
В грудь, в живот и в бок.
Слайд 22Пространство следующего раздела “Город” еще конкретнее: Москва “пира во время
чумы”. Ритуальная пляска Смерти перенесена в “Городе” с открытых пространств
России в замкнутый мирок квартир:
Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость, —
Входит гостья, щелкнет костью,
Взвеет саван: гостья смерть.
Слайд 23В этом мирке живут беспечные богатые люди, которые не видят
ничего вокруг себя. Среди участников “пиров” только один поэт —
арлекин знает о том, что творится за окнами. Поэт-пророк выступает не только в маске шута — арлекина, но и в облике великомученика:
Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.
Слайд 24Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе
“Безумие”: где появляются венок из “колючей крапивы”, приложенный к “челу
пучок колючего чертополоха”, бегущая с чела кровавая струя. Надежда же лишь слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела “Друзьям”, зато укрепится и усилится в следующем разделе — “Просветы”:
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль зовет идти,
Чтобы в день безветренный над жатвою
Жертвенною кровью изойти?
Слайд 25Отчаянье
Довольно: не жди, не надейся —
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади
и разбейся,
За годом мучительный год!
Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав
сухоруким кустом,
И в ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,
Века нищеты, безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать: —
Где в душу мне смотрят из ночи,
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, —
Туда, на равнине горбатой, —
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой,
В косматый свинец облаков.
Туда, где смертей и болезней
Лихая прошла колея, —
Исчезни в пространство, исчезни,
Россия, Россия моя!
Июль 1908, Серебряный Колодезь
Слайд 26Задание
1. Какой и почему именно такой предстает в стихотворении Россия?
2. Чем обусловлено представление
об исторических путях России, которое вызывает чувство отчаяния?
3. Охарактеризуйте образную и
стилевую систему стихотворения, которая служит реализации основной его мысли.
4. Как сказывается на ритмико-интонационной структуре стиха воздействие Некрасова?