Слайд 1Андрей
Белый.
Учитель Горбунова Л.А.
Слайд 2Андрей Белый (Борис
Николаевич
Бугаев; 14(26).10.1880,— 8.1.1934) -прозаик, поэт, критик,
литературовед, мемуарист.
Слайд 3 Родился Борис в Москве в высококультурной дворянской семье
Николай
Васильевич –
отец поэта, декан
физико-математического
факультета Московского
университета
Александра Дмитриевна –
мать поэта
Слайд 5 Окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л.
И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского
университета.
Слайд 6В конце 1895 - начале 1896 знакомится и сближается с семьей Соловьёвых. Соловьёвы стимулировали
тяготение Белого к литературному творчеству, способствовали его знакомству с новейшим искусством, философией
(Белый интересуется буддизмом и особенно А. Шопенгауэром).
Слайд 7Литературный жанр «симфонии», созданный писателем, сразу продемонстрировал ряд существенных черт
его творческого метода: тяготение к синтезу слова и музыки, соединение
планов вечности и современности.
Слайд 8 В1901-1902 Белый знакомится с символистами:
B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским
и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом и др., расширяет литературные связи
Слайд 9 С января 1903 начинает переписку с А.Блоком(личное
знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды».
Осенью 1903г. становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов»
Слайд 10 Первый поэтический сборник А. Белого "Золото в лазури"
выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -- предмет
почти что языческого поклонения:
Солнцем сердце зажжено.
Солнце -- к вечному стремительность.
Солнце -- вечное окно
В золотую ослепительность.
Слайд 11 1905 год -- начало нового периода творчества Андрея Белого.
Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока, Любовь
Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство перевернуло всю жизнь А. Белого. К весне 1906 года отношения людей, составляющих роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Резко и безжалостно отвергнутый, Андрей Белый оказывается на грани умопомрачения.
Слайд 12 Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где
начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907 --
1908 годы. В эти годы огромное влияние на А. Белого оказывает творчество Н. Некрасова. Памяти этого поэта посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908). "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого. Следующий его сборник -- "Урна" (1909) -- посвящен Брюсову.
Слайд 13 В 1910 году Андрей Белый женится на Асе
Тургеневой. В конце 1910-го молодожены едут в путешествие по Северной
Африке. Вернувшись из этого путешествия весной 1911 года в Россию, Белый пишет "Путевые заметки" -- самое светлое произведение из всех им написанных. В марте 1912 года они с женой уезжают в Европу, где живут до 1916 года, изредка наведываясь в Россию.
Слайд 14 В сентябре 1916-го А. Белый возвращается на родину. Россия
ожидает его. Вместе с Россией А. Белый переживает ее самое
трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, --
Безумствуй, сжигая меня!..
Россия, Россия, Россия, --
Мессия грядущего дня!
Это написанное в августе 1917 года стихотворение "Родине", самое знаменитое из стихотворений Белого, точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" -- реквием по сгоревшему в буревой стихии миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.
Слайд 15 "Первое свидание" -- вершина поэзии Андрея Белого 20-х
годов. Дальше начинается "путь нисхождения". В сентябре 1925 года был
завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства, в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому", -- признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Слайд 16 В последние годы жизни Белый пробует новые формы,
жанры, стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с путевыми заметками
"Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Слайд 17 Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение
целой эпохи. Но всем было очевидно, что творчество Андрея Белого
-- это наследие настоящего классика русской литературы, к сожалению, еще недостаточно понятое и изученное.