Слайд 1Литературная игра:
«Русская литература 19 века»
Слайд 2Постановка цели урока:
Зачем нам необходимо подводить итоги изученного?
Для чего мы
оцениванием ваши знания?
Нужно ли понимать каждому значимость изучение данной темы?
Ответив
на эти вопросы, вы получите ключ,
с помощью которого откроете дверь. За этой
дверью находятся другие не менее
интересные писатели, которые создали не
менее интересные произведения. Они откроют
вам мир прекрасного – мир литературы.
Слайд 3Первый гейм:
Придумать название команды с соответствием темы нашего урока.
Презентовать название
(объяснить, почему вы решили себя так назвать).
За оригинальное название
команды
– 1 балл,
за не менее интересную
презентацию – 2 балла.
Слайд 4Подведём итоги первого гейма!
Слайд 5Второй гейм:
Цель второго гейма: актуализировать знания (вспомнить писателей 19 века,
их жизнь, которая повлияла на творчество, произведения 19 века, героев
данных произведений, их особенность).
За правильный ответ команда получает один балл. Если выпадает вопрос «счастливый случай», то за правильный ответ команда получает 5 баллов.
Слайд 61.Страницы поэзии 19 века.
2.Из биографии писателей 19 века.
3.Любимые страницы.
4.Вернисаж литературных
героев.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 7Страницы из поэзии: вопрос № 1
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе
жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем
иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Слайд 8В. А. Жуковский.
«Приход Весны»
Слайд 9Страницы из поэзии: вопрос № 2
Край ты мой, родимый край,
Конский
бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой
ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий,
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Слайд 10А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…»
Слайд 11Страницы из поэзии: вопрос № 3
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне
твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец
и золото одетые леса,
И в сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Слайд 12«Унылая пора! Очей очарованье!»
А.С. Пушкин.
Слайд 13Страницы из поэзии: вопрос № 4
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл
я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её
груди,
Лишь бич свистал, играя…
И музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Слайд 14«Вчерашний день, часу в шестом»
Н.А. Некрасов.
Слайд 15Страницы из поэзии: вопрос № 5
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий
лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под
тенью сладостной зеленого листка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Слайд 16М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»
Слайд 17Из биографии писателя: вопрос № 1
Родился в местечке Великие Сорочинцы
Полтавской губернии. Детство прошло на Украине, поэтому его произведения проникнуты
украинским национальным колоритом. Писатель прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов рудого Паньки». Учителем и наставником его в литературном творчестве стал А. С. Пушкин. Многогранен его талант: актёр, драматург, писатель.
Слайд 19Из биографии писателя: вопрос № 2
В поместье Грешнего на берегу
Волги протекало его детство. Встреча с крестьянами ребятишками, рабочим людом,
бурлаками наполнили с детства его сердце сочувствием к простому народу. Крепостническое самодурство отца вызывало неприятие. Страсть к литературе и театру унаследовал от матери. Поэтому отправившись в Петербург, вопреки воле отца, стал заниматься поэзией и поступил в университет. Своим трудом пробивал себе дорогу и стал редактором журналов «Современник» и «Отечественные записки».
Слайд 21Из биографии писателя: вопрос № 3
Родился в Ясной Поляне Тульской
губернии в аристократической дворянской семье. Рано потерял родителей и воспитывался
тетушкой Т.А. Ергольской. В детстве его окружала теплая семейная атмосфера, где дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. Первое его автобиографические произведение было напечатано в журнале «Современник».
Слайд 23Из биографии писателя: вопрос № 4
Родился в имении Спасское-Лутовиново в
богатой дворянской семье. Под кровом родного дома ему не суждено
было испытать поэзии семейных чувств. С каждым годом матушка Варвара Петровна становилась все капризнее и подозрительнее, а свои личные обиды вымещала на окружающих, усиливая крепостнический произвол. В кружке русских студентов в Берлине он дал торжественное обещание посвятить все силы борьбе против крепостного права. Наблюдая за жизнью крестьянства, он пришёл к выводу, что крепостное право не уничтожило живых народных сил, что «в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». Его рассказы «Записки охотника», опубликованные в журнале «Современник», выразили его взгляды и принесли ему огромную славу.
Слайд 25Из биографии писателя: вопрос № 5
Мастер короткого рассказа, ученик Салтыкова-Щедрина,
Тургенева и Толстого. Родился в Таганроге в небогатой купеческой семье.
Отец и дед его были крепостными, поэтому приходилось «по капле выдавливать из себя раба». Закончил медицинский факультет Московского университета и сразу окунулся в медицинскую практику. Литературной деятельность начал заниматься рано, еще в Таганроге, и даже издавал рукописный журнал «Зритель». Первые свои юмористические рассказы подписывал псевдонимом Антоша Чехонте.
Слайд 27Любимые страницы: вопрос № 1
«Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка
и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!»
Слайд 29Любимые страницы: вопрос № 2
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий,
стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой его гранит,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск
безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…
Слайд 31Любимые страницы: вопрос № 3
«Счастливая, счастливая пора детства! Как не
любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают
мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столиком, на своём высоком крыльце; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Мама говорит с кем-нибудь, и звуки её голоса так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!»
Слайд 33Любимые страницы: вопрос № 4
Олег усмехнулся – однако чело
И взор
омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает,
угрюмый,
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
Слайд 34А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
Слайд 35Любимые страницы: вопрос № 5
«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее.
Тогда весь юг, всё пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до
самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу вытаптывали их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».
Слайд 37Вернисаж литературных героев: вопрос № 1
На святой Руси, нашей матушке,
Не
найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебёдушка;
Молвит
слово – соловей поёт;
Горят щёки её румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русы, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
Во семье родилась она купеческой
Прозывается…
Слайд 38Алёна Дмитриевна из «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Слайд 39Вернисаж литературных героев: вопрос № 2
«Как хлебный колос, подрезанный серпом,
как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он
головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты»
Слайд 41Вернисаж литературных героев: вопрос № 3
Её в Иркутске встретил сам
Начальник
городской;
Как мощи сух, как палка прям,
Высокий и седой.
Сползла с плеча
его доха,
Под ней кресты, мундир,
На шляпе – перья петуха.
Слайд 42Губернатор из поэмы «Русские женщины»
Слайд 43Вернисаж литературных героев: вопрос № 4
«Стали они друг друга рассматривать
и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях
у них висит по ордену».
Слайд 44Генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов
спас»
Слайд 45Вернисаж литературных героев: вопрос № 5
«Перед судебным следователем стоит маленький,
чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его
обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему ещё большую паучью суровость».
Слайд 46Денис Григорьев. «Злоумышленник»
Слайд 48Третий гейм: «Эрудит-лото»
Цель третьего гейма: повторить в каком жанре написаны
произведения писателей.
Команды должны собрать лото за три минуты. За каждую
правильно собранную строчку получают 1 балл.
Слайд 50Жанры
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких
событиях в жизни человека.
Поэма – один из видов лироэпических произведений:
в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
Драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене. В драме характеры людей раскрываются в диалогах и монологах и непосредственно в действиях, поступках.
Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Кроме народных есть сказки литературные, созданные писателями.
Стихотворение в прозе – небольшое нестихотворное произведение, не имеет сюжета, выражает чувства автора.
Слайд 52Подведём итоги игры.
- Достигли ли мы намеченной цели?
Удалость
ли нам вспомнить странички из произведений, героев русской литературы 19
века, писателей и жанры, в которых они писали.
- Напишите на листочках ответ на вопрос: для чего именно вам необходимо изучать литературу 19 века?
Повысился ли у вас интерес к литературе после сегодняшнего урока? (листочки можно не подписывать)