Слайд 3
Мы зажигаем свечи
лишь для вас,
Чтоб творчества пробил
желанный час.
Чтоб каждый мог
творить,
Стихами в рифму говорить,
С друзьями сцену разучить,
Свои таланты нам открыть.
Символом
нашего литературного салона выбрана свеча. Как пламя свечи разгорается нежно и постепенно, так и творческие способности раскрываются порой медленно и осторожно.
Слайд 4ПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО – ЛИТЕРАТУРНОГО САЛОНА
БЫЛОГО ВЕКА ЛЬВИЦЫ… И ДЕВИЦЫ.
ПЕРВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ. САЛОНЫ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА.
Слайд 5
XIX век - один из самых прекрасных веков истории! Именно
в XIX веке Россия подарила миру таких гениев, как Лермонтов,
Гоголь, Грибоедов, Пушкин, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев и многих других.
Слайд 6
Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных
салонов.
Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в
частном доме.
Слайд 7
Здесь не только знакомились и флиртовали, но и открывали новые
имена в искусстве и политике, формировали заговор вроде декабристского. Место
встречи интеллигенции. Элитарное общество. Нечто прямо противоположное духу площади и необузданности рынка.
Слайд 8
Здесь не только знакомились и флиртовали, но и открывали новые
имена в искусстве и политике, формировали заговор вроде декабристского. Место
встречи интеллигенции. Элитарное общество. Нечто прямо противоположное духу площади и необузданности рынка.
Слайд 9
Изредка салоны носили исключительно развлекательный характер. На них отсутствовал светский
этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы, как -
то: шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, а также организация спектаклей, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона.
Слайд 10
Изредка салоны носили исключительно развлекательный характер. На них отсутствовал светский
этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы, такие как:
шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, а также организация спектаклей, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона.
Слайд 11
Из спальни – в салон, из салона – на кухню!
Слайд 12
Слово «салонный» стало ругательным чуть ли не сразу вслед за
исчезновением салонов, во второй половине 19 века. «Салонный» – значит:
блестящий, но неглубокий, поверхностный, жеманный, а может, даже и пошленький. Слово «салонный» – почти что клеймо, ниже по смыслу разве что «бульварный». Уничижительный оттенок слову придали противники аристократической культуры, когда уже добивали ее. Однако были ли они так уж правы? Нам кажется, все гораздо сложней!
Но давайте уж по порядку.
Итак, –
Слайд 14
Первые по времени салоны появились, вероятно, во Франции, в эпоху
Людовика XIII (начало 17 века). Знатная итальянка Джулия Савели вышла
замуж за господина де Вивон и решила перестроить дом по классическому образцу. Вместе с симметрично расположившимися окнами и комнатами, следовавшими друг за другом торжественной анфиладой, пришел и новый уклад.
Слайд 15
Хозяйка, красивая и образованная дама, принимала гостей, по французскому обычаю,
утром лежа в постели. Ее навещали знакомые аристократы, художники, ученые
и поэты. За веселой и умной беседой время летело для всех незаметно: дама причесывалась и чистила перышки, а ее гости обменивались новостями и сплетнями, читали стихи и играли в любовь.
Слайд 16
Впрочем, нередко играли и в политику, и очень по крупному:
салон Жюли де Вивон, а потом и салон ее дочери
маркизы Катрин де Рамбулье был оппозиционным по отношению ко Двору.
Слайд 17
Итак, на два века вперед были установлены правила салонной жизни.
Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который
объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, богатые буржуазки, модные куртизанки.
Большей частью салоны были прибежищем оппозиции: здесь царствовал не король, а прекрасная или хотя бы довольно умная и любезная дама, перед чарами которой были равны и пэр, и нищий художник. Идеологи Великой французской революции черпали вдохновение в таких вот салонах.
Слайд 18
В России даже в 18 веке настоящими салонами и не
пахло. Эрмитажный кружок при Екатерине Второй был салоном лишь по
видимости: здесь не развлекались и развивались, здесь делали карьеру.
Слайд 19
Ее сын Павел вообще не терпел противоречий ни в чем.
Он даже придворных женил и выдавал замуж по своему усмотрению,
как крепостных крестьян. Какие уж тут салоны!..
По иронии судьбы, одна из жертв его матримониальных экспериментов и стала хозяйкой первого в России подлинного салона.
Слайд 20
Итак, знакомьтесь: княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова
(1780–1850 гг.).
Слайд 21
Она родилась в весьма почтенной и богатой семье: мать ее
была сестрой знаменитого князя Юсупова. Наверное, от татарских предков получила
Авдотья Измайлова черные волнистые волосы, огненные черные глаза и смуглую упругую кожу, а также совершенно восточную ленивую негу движений. В семье отца она получила также блестящее для женщины того времени образование.
Слайд 22
С 1817 года, едва вышедши из Лицея, у ног ее
– и юный Пушкин. Мудрый Карамзин находит увлечение гениального юноши
чересчур демонстративным и пылким. Он пишет не без иронии: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»
О нет! Уже написал – один из своих ранних шедевров («К***»):
Слайд 23
Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на
все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;
Не
спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой:
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, тот не узнает счастья,
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно.
Слайд 24
Увы, слава салона чаще всего меркла вместе с красотой его
хозяйки. Мы ничего не знаем о том, как относился Пушкин
к Голицыной после возвращения из ссылки, – а ведь они не могли не встречаться! Зато один из современников записал в 30-е годы очень горькие и жестокие слова о «ночной принцессе»: «Старая и страшно безобразная, она носила всегда платья резких цветов, слыла ученою и, говорят, вела переписку с парижскими академиками по математическим вопросам. Мне она показалась просто скучным синим чулком» (В.В. Ленц).
Слайд 25
«Царица муз и красоты»
…Все знаменательно и символично в судьбе этой
женщины! Родилась в историческом 1789 году в германской «Флоренции на
Эльбе» – Дрездене. Отца, князя Белосельского-Белозерского, за красоту прозвали «московским Аполлоном», но он был также умен и образован: водил дружбу с Моцартом и Вольтером. Сей последний весьма хвалил французские стихи князя. За трезвый анализ событий французской революции «московский Аполлон» впал в немилость, был отставлен с дипломатической службы и как бы диссидентом проживал с 1794 года в Турине. Он посвятил себя искусству и воспитанию двух дочерей, которые так рано лишились матери.
Слайд 26
Особенно радовала князя младшая, удивительно изящная, живая и музыкальная. Когда
она выросла и появилась при русском Дворе, то поразила всех
красотой, образованностью (знала восемь языков!), своим великолепным пением и игрой на сцене. Профессионалы (в том числе Россини и знаменитая актриса Марс) вздыхали: если б не крайне высокое происхождение княжны, гораздо более знатной, чем сам император, какую б звезду обрела в ней оперная сцена!..
Итак, таланты, красота, искусство и политика увенчали героиню нашего очерка чуть ли не с колыбели. Вы еще не догадались, о ком идет речь? Конечно, о ней, хозяйке самого знаменитого русского салона 19 столетия – о княгине Зинаиде Александровне Волконской.
Слайд 27Княгиней Волконской княжна Белосельская-Белозерская стала по воле отца.
Слайд 28
Собственно, ей сватали другого Волконского – Сергея (будущего декабриста).
Но он был так увлечен политикой, что чарам ее не
поддался. А то пришлось бы, глядишь, бедной Зинаиде вместо Парижа, Вены и Рима покорять с мужем просторы сибирские… Но судьба хранила ее для всеевропейской славы, и в мужья ей достался брат декабриста Никита.
Слайд 29
«Ее салон – цвета мальвы (сиреневато-розоватый) с картинами в золотых
рамах, мебель обита густо-зеленым бархатом. Биллиардная обита старинным дама (шелковая
ткань с узором). Ее кабинет увешан готическими картинами, с маленькими бюстиками наших царей на консолях… Пол ее салона покрашен в белые и черные цвета, что превосходно имитирует мозаику. Я не могу передать, насколько все это красиво и в хорошем вкусе» - пишет современница Волконской.
Слайд 31
Здесь бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П.
Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, М.
Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские…
Но, конечно, звездами самой большой величины здесь были А.Пушкин и А.Мицкевич.
Слайд 33
Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных
триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи «Погасло
дневное светило…» Этот прием артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне. А заодно посвятил З. Волконской и вот эти стихи:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений…
Слайд 34
Зинаида Волконская сокрушала сердца и изменяла судьбы. Адам Мицкевич был
почти помолвлен с Каролиной Яниш (впоследствии известной поэтессой К. Павловой),
но срочно «перевлюбился» в блистательную княгиню. Помолвка расстроилась. Ранив Каролину на всю жизнь, Мицкевич… он вскоре вовсе забыл о ней! Но и Зинаида осталась ему только другом.
Слайд 35
В салоне постоянно гостили русские художники, поэты, музыканты, писатели. Удивительно,
что именно в этом месте Гоголь писал свои «Мертвые души»!
Правда, блестящей княгине он, человек несветский, предпочитал общество ее сестры Марии, с которой от души можно было поболтать на самые простые житейские темы, включая кулинарию и всякие тонкости русского домашнего обихода. Так что музой его была не Зинаида Волконская.
1852 год стал одним из самых мрачных для обитателей салона Волконской. В марте умирает Гоголь, в апреле – Жуковский, в июле – Брюллов…
Слайд 37
Новые друзья появлялись. К великому сожалению, не всегда бескорыстные. Говорят,
русскую княгиню обобрали в конце ее жизни…
В 1860 году умирает
граф Риччи (второй муж Волконской). Зинаида пережила его на два года…
Вместе с ней ушла из русской жизни и эпоха салонов. Во всяком случае, так категорически заявил П. Вяземский.
Самые точные слова о З. Волконской сказал, наверно, ее внучатый племянник князь С.М. Волконский: «Утонченная представительница юного романтизма в его сочетании с пробуждающимся и мало осознанным еще национализмом, она была типичный плод западной цивилизации, приносящей себя на служение родному искусству……»
Слайд 38
19 век ассоциируется у нас с такими великими гениями как
Пушкин, Лермонтов, Гоголь,Тургенев. Когда мы называем этих литературных деятелей, перед
нами возникают образы их литературных героев, таких как Татьяна, Петр Гринёв, Мцыри, Тарас Бульба. Все они являются воплощением тех качеств, которые были присущи большинству людей того времени: честность, благородство, порядочность, милосердие, доброта, смелость и патриотизм.
Слайд 39
XIX век в русской истории явил собой расцвет культурных и
духовных ценностей. Чистота нравов и помыслов, робкие взгляды влюбленных на
балах и светских раутах, первое прикосновение рук – все это отличает XIX столетие от нашего века высоких технологий и скоростей, века, в котором романтике места просто не находится.
Слайд 40
Надеемся, что вам было интересно погрузиться в пушкинское время –
время расцвета салонов,а наш вечер помог по-новому взглянуть на литературную
и общественную жизнь XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.