Слайд 1ТЭФФИ
Урок литературы в 8 классе
Учитель Тетерина Л. Н.
(1872-1952)
Тэффи
Надежда Александровна
Лохвицкая
Слайд 3… Часто перечитываю ее книги. Конечно, была Тэффи большой писательницей,
у которой смешное неизменно переплеталось с грустным…
Андрей Седых
«Далекие, близкие»,
Нью-Йорк,1962
Слайд 4М.М.Зощенко:
«Ее считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в
длинную дорогу непременно берут томик ее рассказов»
Слайд 5Зинаида Шаховская о ней…
«Какая она была рассказчица, как умела она
мимикой оживить рассказ, взять нужный акцент, воплощая то актрису, то
девочку, то бабу, то шофера такси, говоря и за умного, и за глупого, и за бедного, и за богатого…»
Слайд 6Вы спрашиваете, как я пишу?
«Когда сажусь за стол, рассказ мой
готов целиком от первой до последней буквы.
Это – игра. Это
– радость.
Потом начинается скучная работа.
Я очень ленива.
Почерк отвратительный.
Рассеянна.
Пропускаю буквы, слога, слова.
Вдобавок все время рисую пером всякие физиономии.
Пишу всегда сразу.
Перечитывать не люблю.
Слайд 7Псевдоним или фамилия?
Тэффи – псевдоним
Настоящая фамилия – Надежда Александровна Лохвицкая
История псевдонима рассказана самой писательницей
в рассказе «Псевдоним»
Слайд 8P.S.
Происхождение псевдонима Тэффи до сих пор остаётся непрояснённым. Как указано
ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана
(Стеффи) “отменного дурака, которому везло”.
Рассказы и сценки, появляющиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты “Тэффи”.
Слайд 9Где родилась?
«Я родилась в Петербурге весной (это 24 апреля 1872
года), а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то
сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее»
Слайд 10Тэффи говорит
«Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви»
«Надо уметь
жить, играя: игра скрашивает любые невзгоды»
«Люблю смотреть на человека, которому
приятно»
Слайд 11Творчество Тэффи
Юмористические рассказы.
Стихи Тэффи часто становились романсами.
Она любила напевать их
под гитару.
Пел ее романсы Александр Вертинский.
Автобиографическая проза.
Слайд 15Юмор
Смех лёгкий, весёлый;
автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными
недостатками.
Слайд 16Сатира
Смех злой, жестокий; автор высмеивает пороки общества,
взаимоотношения между людьми.
Слайд 17Сарказм
Один из видов сатиры. Характеризуется беспощадным и резким осмеиванием чего-либо.
Часто используется в различных публицистических произведениях.
Сарказм - это недобрая
шутка, выражающая неодобрительное отношение к осмеиваемому объекту или явлению.
Слайд 18 Ну можно ли представить мир без шуток?!
Да он
без шуток был бы просто жуток!
Когда на сердце холод, мрак
и тьма,
Лишь юмор не дает сойти с ума!...
Л.Филатов
Слайд 19Прирожденный
юморист
Начала печататься в 1901 году, и в первых
же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: «любила рисовать
карикатуры и писать сатирические произведения»
Слайд 20Сотрудничество с публицистическими изданиями
В 1905 – 1907 году сотрудничала
в журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны. С
1908 года в тесном контакте с журналом «Сатирикон».
Слайд 21Пришла известность
В 1910 выходят юмористические рассказы, имевшие большой успех у
читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Затем последовали сборники
«И стало так», «Дым без огня», «Неживой зверь». Писала и критические статьи, и пьесы.
Слайд 22Ее герои – гимназисты и телеграфисты, журналисты и
чиновники, чудаки и
недотепы – жили обычной жизнью
обыкновенного человека, более озабоченного своей
собственной судьбой,
нежели судьбами огромного и
зачастую непонятного мира. Читатели, узнавая себя в ее
книгах, сами же над собой и посмеивались. Она же над
ними не смеялась – скорее отшучивалась. Не учила и не
судила, тем более не осуждала, но в то же время им и не
льстила. Может быть, поэтому ее любили во всех слоях
русского общества – от мелких конторских служащих до
самого государя императора.
Слайд 23Тэффи покидает страну.
Октябрьской революции не приняла и в 1920 году
эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах, выступала с фельетонами,
обличавшими бесперспективность существования эмигрантов («Наши за границей»). Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на Родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве.
Слайд 24- «Смерти я не боюсь, но страдать надоело!» - грустно
вздыхала Тэффи.
Умерла она в 1952 году.
Похоронена на русском кладбище Sainte-Genevieve-des-Bois
под Парижем.
Слайд 25Значение Тэффи
«Большой мастер слова была Тэффи и горький знаток человека
– зоркость редко дар радости, и спасибо ей за то,
что, описывая соотечественников, она им же самим позволяла улыбнуться над собой, а не топила их суровым обличением»
Слайд 26Вот как художники
запечатлели образ
НАДЕЖДЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Слайд 32«Жизнь и воротник»
Воротничковая жизнь
Олечки Розовой.
Слайд 33Примерный план
Олечка – честная жена.
Встреча с роковым воротничком.
Покупки воротничка:
Кофточка;
Башмаки
Шляпка, пояс
и перчатки;
Диван.
Власть воротничка усиливается.
Олечка и воротничок на вечере.
Выяснение отношений
с мужем.
Олечка без воротничка.
Слайд 34Уделяя внимание комической стороне, Тэффи хочет не
только рассмешить, но и
показать всю несуразицу и
пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить
несоответствие
между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.
Иронизируя над естественными слабостями человека,
Тэффи не унижает его: в её юморе – горькость смеха,
сострадание к человеку и боль за него. Как справедливо
заметил Г.Адамович, «какое-то дребезжание слышится в
её рассказах, будто от порванной струны».
Вывод.
Слайд 35Домашнее задание
1.Составить план статьи учебника, посвящённой М.М. Зощенко, рассказ о
писателе.
2.Выписать 2-3 афоризма на тему «Смех», объяснить их значение.