Слайд 1Девятое апреля
Опыты стиховедения
Вессели Ирина Сергеевна
Слайд 2«Игра в слова»
- Даны слова, разбросанные в беспорядке:
Прыгнуть,
шкаф, персик, кот, на.
Составьте из этих слов
предложение.
Слайд 3Кот Персик прыгнул на шкаф.
Кот Персик на шкаф прыгнул.
На
шкаф прыгнул кот Персик.
На шкаф прыгнул Персик-кот.
От чего зависит
порядок слов в предложении?
(от смысла)
Слайд 4Из данных слов составьте всем известное стихотворение:
Утро, и, надо, вечер,
умываться, по, надо, и, стыд, а, трубочист, стыд, и, не,
чистый, срам, срам.
Надо, Надо умываться
По утрам и вечерам,
А не чистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Слайд 5Чем отличаются получившиеся строчки от предыдущих?
Зачем нужны стихи?
Кому какая польза
от рифм и прочих пустяков? А вы попробуйте запомнить столько
прозы. Сколько на память помните стихов?
Поэт Николай Глазков рассказывает нам, что в стихах должны быть ритм и рифма.
Слайд 6Что такое ритм?
Ритм – использование определенных синтаксических конструкций,
смены интонаций, логических ударений, повторов, рифм и т.п. для усиления
художественного воздействия на читателя.
Что такое рифма?
Рифма – звуковое совпадение последних слогов слов, находящихся в конце (реже в начале или в середине) стихов.
Слайд 7Попробуйте продолжить следующие ряды, указывая части речи:
Пол – стол –
рассол –
Палить – рубить – злить –
Чудесный – пресный
– известный –
Срочно – нарочно – точно -
Слайд 8
Выпишите из стихов М.Ю. Лермонтова рифмующиеся
слова. Укажите грамматические рифмы, в частности глагольную. Определите размер стихов.
М.Ю.
Лермонтов
Слайд 9Ни конь, оживленный
Военной трубой.
Ни варвар, смятенный
Внезапной борьбой,
Страшней не трепещет.
Когда вдруг
заблещет
Кинжал роковой.
Слайд 10Игра в буриме
Попробуйте сами придумать рифмы, по аналогии: макароны –
бароны.
Теперь мы можем поиграть в интересную интеллектуальную игру буриме.
Познакомимся с
материалом на странице 123.
Слайд 11Игра в буриме
Буриме – стихотворение или заранее заданные, необычные рифмы,
затрудняющие пишущему буриме ассоциативные связи.
Задание:
Дана рифма, нужно сочинить четверостишие или
двустишие. Кто это сделает быстрее, задает следующую рифму:
Дорога… У порога…
Розы… Грозы…
Слайд 12Домашнее задание
Упражнение 168
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
И.А. Бунин