Разделы презентаций


А.С. Пушкин Узник 5 класс презентация, доклад

Содержание

Прогноз Установка Диалог с текстом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Учимся читать и понимать художественный текст
.


А.С.Пушкин

«Узник»
Урок литературы в

5 классе

Ясинская Светлана Георгиевна
МОУ «СОШ № 22» Череповец
Учимся читать и понимать художественный текст.А.С.Пушкин  «Узник»Урок литературы в 5 классе

Слайд 2


Прогноз
Установка
Диалог с текстом






Прогноз Установка Диалог с текстом

Слайд 3УЗНИК
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормлённый

в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
УЗНИК  Сижу за решеткой в темнице сырой.  Вскормлённый в неволе орёл молодой,  Мой грустный

Слайд 4Содержание
Эпиграф к уроку
Игра «Угадай!»
Задача урока
Повторение
Практикум
Модель работы читателя с текстом
Прогноз
Установка
Виды установки
Учимся

понимать поэтический текст
Рефлексия
Домашнее задание


СодержаниеЭпиграф к урокуИгра «Угадай!»Задача урокаПовторениеПрактикумМодель работы читателя с текстомПрогнозУстановкаВиды установкиУчимся понимать поэтический текстРефлексияДомашнее задание

Слайд 5Эпиграф к уроку
Читается трояким образом: первое -

читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье

- читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Княжнин


Эпиграф к уроку   Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать

Слайд 6Игра «Угадай!»
Угадайте название стихотворения И.Бунина.
Почему вы так

думаете?
А теперь угадайте последнюю строчку стихотворения А.Кушнера.





Игра «Угадай!»Угадайте название стихотворения И.Бунина.   Почему вы так думаете? А теперь угадайте последнюю строчку стихотворения

Слайд 7 Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей
Ты

смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег, прилипший

к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих – и думаешь… Мы сами
Томим себя – тоской иных полей,
Иных пустынь… за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студёной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречён
Познать тоску всех стран и всех времён.


Мечтай, мечтай. Всё уже и тусклей  Ты смотришь золотистыми глазами  На вьюжный двор,

Слайд 8Подсказка
«СОБАКА»

Подсказка «СОБАКА»

Слайд 9 Хорошо иметь чижа,
Слушать пенье не дыша.

Не шумите, помолчите:
Очень песня хороша.
Хорошо

иметь щенка,
Отпускать без поводка,
Размахнуться, бросить палку -
Принесёт издалека.
Хорошо иметь кота,
Не наскучит никогда,
Он пушистый, полосатый
От макушки до хвоста.
Хорошо иметь слона!


Хорошо иметь чижа,  Слушать пенье не дыша.  Не шумите, помолчите:  Очень песня

Слайд 10Подсказка
Жаль, что комната тесна.

Подсказка Жаль, что комната тесна.

Слайд 11Задача урока
Как видите, не случайно задача нашего

урока – продолжать учиться читать и понимать художественный текст. Мы

используем «Модель работы читателя с текстом», узнаем, что такое прогноз и установка, вступим в диалог со стихотворением Пушкина, попытаемся понять его смысл.


Задача урока   Как видите, не случайно задача нашего урока – продолжать учиться читать и понимать

Слайд 12Повторение
Что такое текст?
Дайте определение темы текста.
Дайте определение основной мысли

текста.
В чём отличие художественного текста от любого другого?
Какие

языковые средства используются в художественном тексте?
Назовите известные вам тропы.





ПовторениеЧто такое текст?Дайте определение темы текста. Дайте определение основной мысли текста. В чём отличие художественного текста от

Слайд 13 Подсказка
Цель художественного
текста –воздействие на чувства читателя,


создание словами
картины.

ПодсказкаЦель художественноготекста –воздействие на  чувства читателя,  создание словами    картины.

Слайд 14Подсказка
Слова в переносном значении, тропы, эмоционально-оценочная лексика.

Подсказка   Слова в переносном значении, тропы, эмоционально-оценочная лексика.

Слайд 15Подсказка
Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, гипербола.

Подсказка   Сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, гипербола.

Слайд 16Практикум
Найдите в художественных текстах тропы, определите

их вид.
а) Рыжий пух, как ржавчина, пробился

на щеках.
б) Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя.
в) Обвеян вещею дремотой, Полураздетый лес грустит.
г) Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головёнке.
д) Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.







Практикум    Найдите в художественных текстах тропы, определите их вид.   а) Рыжий пух,

Слайд 17Подсказка



Сравнение

Подсказка        Сравнение

Слайд 18Подсказка


Олицетворение,
эпитет.

ПодсказкаОлицетворение, эпитет.

Слайд 19Подсказка
Эпитет, олицетворение

Подсказка Эпитет, олицетворение

Слайд 20Подсказка


Гипербола,
эпитет

Подсказка    Гипербола,   эпитет

Слайд 21Подсказка
Метафора, эпитет

ПодсказкаМетафора, эпитет

Слайд 22Модель работы читателя с текстом
Давайте вспомним «Модель

работы читателя с текстом».
Что происходит на 1 этапе работы с

книгой? (до чтения)
Что читатель делает на 2 этапе работы с книгой? (по ходу чтения)
Что происходит на 3 этапе? (после чтения)



Модель работы читателя с текстом   Давайте вспомним «Модель работы читателя с текстом».Что происходит на 1

Слайд 23Модель работы читателя с текстом

1.До чтения

Автор, заголовок, эпиграф.
Прогноз.
2.По ходу чтения
Диалог с текстом. Установка гибкая или негибкая. Выяснить значение непонятных слов и выражений.
3.После чтения
Выделить главную мысль текста.


Модель работы читателя с текстом

Слайд 24Прогноз
Что помогает читателю понять текст?

Умение прогнозировать.
Прогноз - это ожидание того, что человек

предсказал.
Например, зная автора книги и её название, мы можем предсказать, о чём будет текст.


Прогноз    Что помогает читателю понять текст?  Умение прогнозировать.  Прогноз - это ожидание

Слайд 25Установка
Второе умение - умение менять установку. Установка

- это настрой человека на что-то определённое.
Установка рождается

в результате прогноза. Например, стихотворение называется «Собака». Ваш прогноз: о чём это произведение?
И во время чтения текста у нас будет установка именно на такое понимание.


Установка   Второе умение - умение менять установку. Установка - это настрой человека на что-то определённое.

Слайд 26Виды установки
Установка может быть гибкой и

негибкой.
Гибкая установка может меняться, если в

тексте возникает новая информация.
А негибкая установка не видит в тексте ничего нового, читатель с негибкой установкой упёртый, неинтересный. Читатель понимает текст, когда у него гибкая установка. Негибкая установка мешает пониманию текста.


Виды установки    Установка может быть гибкой и негибкой.   Гибкая установка может меняться,

Слайд 27Учимся понимать поэтический текст

До чтения
Стихотворение А.Пушкина называется «Узник».
Ваш прогноз. О

чём это произведение?



Учимся понимать  поэтический текст        До чтения Стихотворение А.Пушкина называется

Слайд 28Учимся понимать поэтический текст

По ходу чтения

А теперь прочитайте про себя это стихотворение.
Что непонятно?
Ваш прогноз подтвердился?


Учимся понимать поэтический текст             По

Слайд 29Учимся понимать поэтический текст

Словарная

работа
Наши лингвисты работали с толковым словарём. Узник - человек, который находится в заключении.
Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).


Учимся понимать поэтический текст

Слайд 30Учимся понимать поэтический текст
Пересказ сюжета стихотворения

Какова история в стихотворении?
Что

и с кем происходит?


Учимся понимать поэтический текст    Пересказ сюжета стихотворения   Какова история в стихотворении?

Слайд 31Учимся понимать поэтический текст
Создание структурной

схемы
Нарисуйте схему размещения героев стихотворения.

Сколько персонажей?
Почему?
Где они находятся?
Докажите текстом.
Это ваша установка.

Информация для размышления.
Вывод.



Учимся понимать поэтический текст     Создание структурной схемы   Нарисуйте схему размещения героев

Слайд 32Информация для размышления
Охотничьих птиц на открытом

воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на

это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.
  Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.
  В.Букатов


Информация для размышления    Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго,

Слайд 33Учимся понимать поэтический текст
Наша установка гибкая, поэтому

мы меняем точку зрения под влиянием новой информации.

Орёл и человек находятся в камере вместе.


Учимся понимать поэтический текст   Наша установка гибкая, поэтому мы меняем точку зрения под влиянием новой

Слайд 34Диалог с текстом

Первая строфа
Почему после первой строчки точка, а не запятая?
Кто говорит «Сижу…»?
Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?
Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»?
Почему орёл «товарищ» человека?
Почему орёл «грустный»?


Диалог с текстом

Слайд 35Диалог с текстом
Почему орёл не улетает на свободу

во время охоты, а возвращается к хозяину?
Такой орёл

может быть символом свободы?
Почему он машет одним «крылом»?
Почему пища «кровавая»?
Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?


Диалог с текстом  Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?

Слайд 36Диалог с текстом

Вторая строфа

Почему орёл «бросает» пищу?
Что значат слова «как будто»?
Кому принадлежит прямая речь?
Почему в конце восклицательный знак?
Найдите тропы во 2 строфе.


Диалог с текстом

Слайд 37Диалог с текстом

Третья

строфа
Что значит фраза «пора, брат, пора»?
Зачем восклицательный знак?
Что «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить?
Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»?
Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован?
Что загадочного в последнем стихе?
Зачем нужно многоточие?
Зачем восклицательный знак?
От чьего имени написано всё стихотворение?


Диалог с текстом

Слайд 38Учимся понимать поэтический текст

После чтения

Какова тема стихотворения?
Какова основная мысль стихотворения?
Это произведение о свободе или о предательстве свободы? Почему название «Узник»?


Учимся понимать поэтический текст

Слайд 39Учимся понимать поэтический текст
Вывод
Понять художественный текст

трудно, но можно. Установка у хорошего читателя гибкая. Читатель во

время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.


Учимся понимать поэтический текстВывод    Понять художественный текст трудно, но можно. Установка у хорошего читателя

Слайд 40Рефлексия
Закончите предложения
На уроке я узнал …
На уроке я

научился …
Я сейчас думаю о …
Я сейчас чувствую …
Я могу

себя похвалить за …


Рефлексия  Закончите предложенияНа уроке я узнал …На уроке я научился …Я сейчас думаю о …Я сейчас

Слайд 41Домашнее задание
На выбор ученика

1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению «Узник».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».
3.Письменная работа «В чём смысл названия стихотворения Пушкина?»


Домашнее задание      На выбор ученика    1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика